Анализ лирического произведения
Нате!
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я – бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах
и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я – бесценных слов транжир и мот.
Владимир Маяковский, 1913
В8. Черты какого поэтического направления начала XX века можно найти в этом стихотворении?
В9. Выпишите из последнего четверостишия два обособленных приложения, в которых лирический герой определяет самого себя. (Приложения поставьте в именительный падеж.)
В10. Назовите художественный прием, основанный на внутреннем уподоблении предметов и явлений и лежащий в основе многих образов стихотворения (например, шкатулки стихов, раковины вещей, бабочка сердца).
В11.
Какой падеж существительного позволяет выразить это сравнение?
В12. Как называется использование одинаковых или похожих звуков с целью создания слуховой картины (например, в строке вытЕчеТ по чеЛовеку ваш обрюЗгшиЙ Жир)?
С3. В чем двойственность лирического героя этого стихотворения?
С4. Какие стихотворения о поэте и толпе вам еще известны и как они перекликаются со стихотворением Маяковского?
Ответы и комментарии
- Структурный анализ лирического произведения “Весь день она лежала в забытьи” Выразительное чтение – одна из наиболее распространенных форм работы со стихотворным произведением; оно позволяет ученику проникнуть в образно – эмоциональную сферу переживаний автора, почувствовать особенности стиля и языка. Но ученик, как правило, передает лишь настроение стихотворного произведения, а не его мысль. Подобные искажения мы можем наблюдать и на уроке, и на многочисленных конкурсах чтецов: школьники […]...
- Анализ лирического произведения М. В. Ломоносова “К статуе Петра Великого” В Надписи 1 “К статуе Петра Великого” (1748) Ломоносов прославляет личность Петра в классицистическом публицистическом жанре надписи. В произведении подробно определены личные качества и заслуги Петра перед отечеством: Се образ изваян премудрого героя, Что, ради подданных лишив себя покоя, Последний принял чин и царствуя служил, Свои законы сам примером утвердил, Рожденны к скипетру простер в […]...
- Анализ лирического стихотворения на уроках литературы Анализ стихотворения – трудная форма работы на уроках литературы. У каждого учителя есть свои приемы и методические находки. Единой схемы анализа стихотворения нет и быть не может, потому что каждое произведение искусств уникально и глубоко своеобразно. Нужно внимательно присмотреться к нему, попытаться понять его секрет: или это удивительная метафора, или оригинальная композиция, и этот доминирующий […]...
- Ранняя поэзия Маяковского Дореволюционные стихотворения В. В. Маяковского, помещенные в учебник-хрестоматию и по какой-то причине не датированные — “А вы могли бы?”, “Нате!” (1913) и “Послушайте!” (1914). В стихотворении “А вы могли бы?” – протест выражен косвенно, пожалуй, только тем, что поэт “смазал карту будня” и “прочел зовы новых губ”. А вот стихотворение “Нате!” – яркий пример отвращения […]...
- Одиночество лирического героя в стихотворениях В. В. Маяковского 1. Безнадежные попытки быть понятым. 2. Одиночество как постоянный спутник поэта. 3. Лирический герой Маяковского. 4. Обращение поэта к будущим потомкам. В какой ночи бредовой, недужной, какими Голгофами я зачат, Такой большой и такой ненужный? В. В. Маяковский “Нет, весь я не умру…” – эти вечные слова А. С. Пушкина в полной мере можно адресовать […]...
- Анализ лирического героя в поэзии Н. А. Некрасова, сочинение Нередко Некрасов вкладывает мысли своего героя в своеобразные стихотворные монологи-исповеди (“Зине”, “Замолкни, Муза мести и печали”, “Умру я скоро. Жалкое наследство…”). При этом внутренний мир и переживания лирического героя могут выражаться и в сугубо риторических стихотворениях, в которых нет никакого лирического образа. Подобные работы автора содержат рассуждение, выстроенное на антитезе, как “Блажен незлобливый поэт…” либо […]...
- Сочинение на тему: Конфликт “я” и мир” в творчестве Маяковского Конфликт “я” и мир” станет ведущим в раннем творчестве Маяковского.Это можно показать также на примере стихотворений “Нате!”, “Вам!”. Их названия уже заключают в себе вызов, желание задеть, вывести из себя. Этой же цели достигает автор, употребляя сниженную, грубую, иногда даже бранную лексику. В стихотворении “Нате!”, например: Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку […]...
- Стихотворение Маяковского “Нате”! (Восприятие, истолкование, оценка) Неприятие существующей действительности – основной мотив ранней лирики Владимира Маяковского. Поэт объявляет себя глашатаем новых истин и сталкивается с отчуждением окружающих его людей. Мир вокруг лирического героя Маяковского бесчеловечен, жесток и духовно убог. Человек нравственный, благородный душой бесконечно одинок в таком обществе. Однако он не столько отчаивается и чуждается своего окружения, сколько пытается бороться с […]...
- “Нате!” анализ стихотворения Маяковского Поэты – люди необычные. Не такие, как все. У них обостренное восприятие действительности, особый, метафорический, язык. Простому обывателю поэзия чужда. Очевидно, поэтому противостояние поэта и толпы в русской литературе известно еще со времен Александра Сергеевича Пушкина, а в мировой – с древнегреческих времен. В 1828 году, в тяжелое для себя время неопределенности, одиночества Пушкин написал […]...
- “Тысяча одна страсть, или Страшная Ночь”, анализ произведения Чехова Рассказ “Тысяча одна страсть, или Страшная Ночь”, написанный в 1880 году, относится к периоду раннего творчества писателя. Впервые рассказ 20-летнего Антоши Чехонте был опубликован в журнале “Стрекоза”. В 1882 году молодой литератор предпринял попытку издать свой сборник рассказов, включавший и произведение “Тысяча одна страсть, или Страшная Ночь”. Сборник так и не вышел в свет. Сохранилось […]...
- Выразительные художественные средства в стихах Маяковского В ранних произведениях В. В. Маяковского, приведенных в учебнике-хрестоматии, мы действительно находим развернутые метафоры и неологизмы. Например: “я показал на блюдце студня косые скулы океана”, “флейта водосточных труб”, “смотрите устрицей из раковины вещей”, “бабочка поэтиного сердца” (развернутые метафоры), “ощетинит ножки стоглавая вошь” (метафора в соединении с гиперболой); “поэтино сердце”, “недоку – шанных” (неологизмы). Гипербол в […]...
- Кто из русских поэтов близок Б. П. Пастернаку в изображении драмы героя-одиночки? Б. П. Пастернак не единственный поэт, обращавшийся в своей лирике к теме одиночества. Драма героя-одиночки также изображена в стихотворении М. Ю. Лермонтова “И скучно, и грустно”, лирический герой которого, как и в пастернаковский Гамлет, размышляет о смысле жизни, судьбе и предназначении человека. Однако если “актер”-одиночка Б. П. Пастернка признается, что любит “упрямый” замысел жизни, хоть […]...
- Мотив единения лирического героя А. А. Фета с природой Одной из тем творчества А. А. Фета является тема единения лирического героя с природой. Поэт тонко чувствовал жизнь природы и гармонично выражал отношение к ней в своих стихах. Его лирический герой – человек тонкий, умеющий слышать музыку окружающей нас жизни. Лирический герой Фета растворяется в мире природы, погружается в ее тайны, глубины, обретает способность видеть […]...
- Особенности образа лирического переживания в стихотворении М. Цветаевой “Слезы – на лисе моей облезлой…” Стихотворение, начинающееся строчкой “Слезы – на лисе моей облезлой…”, было написано М. Цветаевой 10 февраля 1922 года, накануне ее отъезда из России, и воплощает переживания поэтессы по этому поводу: (1) Слезы – на лисе моей облезлой! Глыбой – чересплечные ремни! Громче паровозного железа, Громче левогрудой стукотни – (2) Дребезг подымается над щебнем, Скрежетом по рощам, […]...
- “Близнецы”, анализ произведения Тургенева Произведение “Близнецы” было написано в феврале 1878 года, а опубликовано уже после смерти Ивана Сергеевича Тургенева. Оно входит в последний сборник автора под названием “Стихотворения в прозе” и потому должно рассматриваться в контексте общей тональности книги. А это не только мудрые мысли пожилого писателя, но и скепсис, пессимизм, боль, нетерпимость к человеческим порокам. Стихотворение “Близнецы” […]...
- “Эгоист”, анализ произведения Ивана Тургенева Произведение “Эгоист” было написано Иваном Сергеевичем Тургеневым в декабре 1878 года. Оно входит в цикл автора “Стихотворения в прозе”, который создавался в конце жизненного пути русского писателя. Тургенев утверждал, что эти сочинения были написаны в первую очередь для самого себя и для немногих людей, которые задумываются о смысле земного бытия. В рукописном варианте стихотворение “Эгоист” […]...
- Шаблон анализа лирического стихотворения Логика работы со стихотворением видится как постепенное расширение поля понимания стихотворения по аналогии с конусом: где Вершина – текст стихотворения, Ось конуса – анализ формы, Основание – истолкование содержания. 1. С чего начать? – ассоциации, которые вызывает стихотворение; – настроение, которое создает стихотворение – мысли, которые оно вызывает – факты биографии поэта, ИМЕЮЩИЕ отношение к […]...
- Какие черты гротесковой лирики В. В. Маяковского нашли воплощение в стихотворении “Нате!”? Какие черты гротесковой лирики В. В. Маяковского нашли воплощение в стихотворении “Нате!”? Размышляя над поставленной проблемой, вспомните, что в творчестве В. В. Маяковского 1913-16 гг. выделяется группа произведений, в которой сопрягаются лирический и сатирический пафос, приобретающий зачастую трагическую тональность. Обратитесь к тексту стихотворения “Нате!” и покажите, как в нем находит развитие конфликт лирического героя В. […]...
- В чем смысл бунта лирического героя поэмы В. В. Маяковского “Облако в штанах”? В поэме-тетраптихе (состоящей их четырех частей) наиболее ярко представлена основная для Маяковского тема – противопоставления лирического героя и среды. Для того, чтобы понять, против чего восстает герой, мы должны разгадать, что это за человек. С начальных строк мы понимаем, что он молод: У меня в душе ни одного седого волоса, и старческой нежности нет в […]...
- Кто из современников-поэтов использовал принцип “вписывания” лирического героя и в чем сходство с авторской моделью Евтушенко? Кто из современников-поэтов использовал принцип “вписывания” лирического героя в общую картину бытия и в чем сходство с авторской моделью Евтушенко? Формируя рассуждение на заданную тему, укажите, что принцип “вписывания” лирического героя в общую картину бытия явился одним из самых востребованных в лирике XX столетия. Вспомните текст известного стихотворения А.А. Вознесенского “Муромский сруб”, в котором лирический […]...
- Лирический герой ранней поэзии В. В. Маяковского Человек с тонкой душевной организацией, Маяковский всю свою жизнь протестовал против зла, насилия, бездуховности окружающего его мира. Поэтому вполне логично, что основное качество лирического героя Маяковского – бунтарство. Особенно ярко это проявляется в его ранней поэзии. Здесь перед нами предстает бунтарь-пессимист. Он изо всех сил стремится что-то сказать людям, но его никто не слушает. Поэтому […]...
- Анализ стихотворения “Нате!” Маяковский “Нате!” (1913). В этом раннем произведении предреволюционного периода лирический герой одинок, находится в атмосфере обывательской пошлости. Поэт чувствует свою обособленность, называя себя “грубым гунном”. В стихотворении сатирически изображается мир “жирных” обывателей, смотрящих “устрицей из раковин вещей”. Используя сарказм, поэт пишет о пристрастии мещан к вещам, о потребительском отношении к духовным ценностям: Все вы на бабочку […]...
- “Собака”, анализ произведения Ивана Сергеевича Тургенева В своих сочинениях Иван Сергеевич Тургенев обращался к различным жанрам лирики, эпоса и драматургии. Цикл под названием “Стихотворения в прозе” вобрал в себя одни из самых ярких и необычных его творений. Эти миниатюры были созданы в конце творческого пути автора. Они несут читателю жизненную мудрость художника слова, накопленную годами постоянного творчества и философского осмысления бытия. […]...
- Своеобразие лирического героя поэзии Мандельштама Талантливому поэту О. Э. Мандельштаму выпало жить и творить в суровое время. Он стал свидетелем революции 1917 года, времен правления Ленина и Сталина. Все виденное и прочувствованное Мандельштам “выплескивал” в свои стихи. Именно поэтому творчество этого поэта столь трагично, наполнено страхом, волнением, болью за судьбу страны и за свою судьбу. Известно, что Сталин очень не […]...
- “Тоска”, анализ произведения Чехова, сочинение Главный герой рассказа Иона Потапов – старый извозчик, недавно похоронивший сына. Его постоянно одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело и хочется выговориться. Он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и холодности. Писателю мастерски удается передать образ и настроение героя, который кажется маленьким заблудившимся мальчиком, на которого всем […]...
- Эволюция лермонтовского лирического героя В стихотворении “Не верь себе” (1839) Лермонтов как бы заново обращается к романтической теме “поэт и толпа”, но с далеко не традиционным к ней подходом. Сочувствуя “молодому мечтателю”, ценя его способность открывать в своей душе “родник простых и сладких звуков”, поэт не склонен презрительно отталкиваться и от “толпы”. Она предстает здесь не только как безликая […]...
- Что такое Приложение Как одна из разновидностей определения может рассматриваться приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом, и дающее данному предмету другое название, указывая на какой-то его признак: город-герой, красавец мужчина, суп харчо, Москва-река. Приложения могут иметь самые разные поясняющие значения: они указывают на возраст, национальность, профессию, звание, родство, социальный статус и др. Приложения могут […]...
- Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения? Стихотворение “Зимнее утро” условно можно разделить на две части. В первом шестистишие секстине. описывается настроение лирического героя в предыдущий вечер, когда “вьюга злилась”, мрачные тучи почти закрывали луну, а “на мутном небе мгла носилась”. Природа воздействует на настроение героев. И лирический герой, и его возлюбленная были в тот вечер полны печали и пессимизма. Но утро […]...
- Анализ произведения Горького Фома Гордеев Повесть Максима Горького “Фома Гордеев” символизирует начало нового этапа в творческой деятельности автора. В ней нашли отражения важнейшие социальные и политические события в жизни страны того времени. В частности, в повести уделяется внимание такому явлению как рост рабочего движения во второй половине 90-ых годов. Здесь же излагается субъективная точка зрения писателя и его впечатления от […]...
- Анализ произведения Пушкина “Из Пиндемонти Известно, что “Из Пиндемонти” – оригинальное произведение, а не перевод. Сначала стихотворение было озаглавлено иначе – “Из Пиндемонти” имя этого французского поэта Пушкин вычеркнул, скорей всего, из опасения, что русские читатели могли подумать, будто и на самом деле речь идет о Франции. Николаевское правительство старательно препятствовало проникновению политических известий из этой страны, где совсем недавно […]...
- В ЧЕМ ТРАГИЗМ МИРОВОСПРИЯТИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА? В ЧЕМ ТРАГИЗМ МИРОВОСПРИЯТИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА? Жизнь и творчество великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева совпали с трагическими событиями в истории страны и всего мира. Война 1812 года, восстание декабристов, революции в Европе в 1830-м и 1848 годах, Русско-турецкая война, реакционное движение в России, польское восстание, поражение России в Крымской войне, […]...
- Пушкин: жанровое своеобразие и образ лирического героя Культ дружбы зародился у Пушкина еще в Лицее. На протяжении жизни поэта представление об этом чувстве менялось, развивалось, дополнялось. В стихотворении “Пирующие студенты” (1814) дружба для Пушкина – счастливый союз вольности, радости. Друзей объединяет беззаботное настроение. Стихотворение отразило умение поэта жизнерадостно воспринимать мир, радоваться жизни, то есть в нем отразились “анакриотические мотивы”. Но, кроме того, […]...
- В чем смысл бунта лирического героя поэмы Маяковского “Облако в штанах”? В. Маяковский – один из лучших поэтов начала ХХ века, века глубоких социальных перемен. Поэма “Облако в штанах” была закончена к июлю 1915 года. В ней поэт выступает как “тринадцатый апостол” (первое название поэмы, запрещенное цензурой) олицетворяющий грядущую революцию. Революция для Владимира Маяковского – это разрушение старого мира во имя создания нового, гибель во имя […]...
- Лесков, Анализ произведения Левша, План Анализ произведения В качестве эпиграфа к анализу творчества Н. С. Лескова можно взять слова А. И. Введенского: “Лесков отличается завидной оригинальностью. В замыслах его произведений обыкновенно нет ничего, что шаблонно, психологические характеристики его свежи, оригинальны и живы, персонажи, выводимые им, в большинстве случаев таковы, что их нигде больше не встретишь в таком своеобразном освещении”. Рассказ […]...
- Каким предстает внутренний мир лирического героя в стихотворении С. А. Есенина “Мы теперь уходим понемногу”? Стихотворение С. А. Есенина “Мы теперь уходим понемногу” – это философские размышления о смысле мироздания, жизни и смерти, пронизанные чувством грусти и неизбежности. Лирический герой произведения подводит итог своего жизненного пути, вспоминая, как он целовал женщин, любил, думал, “валялся на траве”, “дышал и жил”. Он понимает, что скоро покинет этот мир, уйдет “в ту страну, […]...
- “Стихи о советском паспорте”, анализ произведения Владимира Маяковского “Эх, хорошо в стране советской жить!” – это строчка из детской песни уже давно забыта вместе с ушедшими в прошлое советскими временами. Но осталось в антологии советской поэзии замечательное стихотворение Владимира Маяковского “Стихи о советском паспорте” . “Краснокожей паспортины” уже не существует, но произведение, ее прославившее, не только “живее всех живых”, но и вызывает до […]...
- Как меняется эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу стихотворения “Незнакомка”? В стихотворении А. Блока “Незнакомка” эмоциональное состояние лирического героя в начале и в конце произведения различно. Так, в первых строфах перед нами предстает пошлый, низкий мир, который окружает героя и который так ненавистен ему. Дикий, глухой воздух, канавы, пьяные окрики, детский плач, женский визг вызывают у него отвращение, презрение ко всему вокруг. Лирический герой “смирен […]...
- Динамизм образа лирического героя в поэтике Маяковского Очень значимыми в художественном мире Маяковского оказываются гипербола и литота. В них раскрывается и кошмар современной жизни, и вселенское одиночество, и избранность героя, и идея ценности человеческой личности, сопоставимая с высочайшими религиозными ценностями, и любые эмоции – любовь, тоска, отчаяние, жертвенные порывы, ревность, протест. Наконец, еще одна бросающаяся в глаза деталь поэтики раннего Маяковского – […]...
- “Соответствия”, анализ произведения Бодлера Вся жизнь Шарля Бодлера состояла из сплошных несоответствий. Его отец был старше матери на тридцать с лишним лет. Сам Шарль, всю жизнь искавший и требовавший любви от окружающих его людей, так и не смог подарить любовь даже своей собственной матери. Впоследствии Бодлер писал: “Совсем еще ребенком я питал в своем сердце два противоречивых чувства: ужас […]...
- Анализ художественного произведения Анализ художественного произведения Примерная схема анализа литературно-художественного произведения, при анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму, примерный план характеристики художественного образа-персонажа, возможный план разбора лирического стихотворения, общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя, как вести краткую запись о прочитанных книгах. При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную […]...