Анализ главы “Фантастический путешественник” (по роману М. Е. Салтыкова – Щедрина “История одного города”)
Произведение Салтыкова-Щедрина “История одного города” является своего рода пародией на других авторов и их творчество. Некоторые моменты, имена и исторические события заимствованы у других известных писателей того времени.
Также можно проследить и сатирическое изображение героев и России. “История одного города” – антиутопия в русской классике. Мастерски автор создает и комичность своих героев, показывает сущность каждого из них. Остановимся подробнее на главе “Фантастический путешественник”.
Тематика главы
Никто не мог понять, зачем ему это, ведь огромными денежными средствами Петр Петрович не обладал, “но бригадир был непоколебим”: “Прост он был, – поясняет летописец, – так прост, что даже после стольких бедствий простоты своей не оставил”. Видимо, Фердыщенко подражал своему “патрону и благодетелю, который тоже был охотник до разъездов” – князю Потемкину. Несмотря на мнение окружающих,
Фердыщенко ведет себя заинтересованно, много о чем спрашивает. Первый его осмотр кончился быстро – за полчаса, а отбытие с этого пункта было назначено только на другой день. Почувствовав скуку, долго не задумываясь, Фердыщенко стал во всем упрекать глуповцев.
Решили они подкупить бригадира и дали ему денег и в пушку пострелять – тут он немного и поутих. Но это продолжалось недолго – за обедом Фердыщенко напился и вел себя довольно буйно.
Гуляния продолжались долго, пока квас с водкой не перевелись, а после этого на следующий день путешественники двинулись дальше. По дороге встретили пастуха и, не дождавшись от него вразумительных ответов, взяли с собой.
В этом эпизоде есть интересная фраза, которую нельзя оставить без внимания: “В первый раз бригадир понял, что любовь народная есть сила, заключающая в себе нечто съедобное. Он вышел из брички и прослезился”.
Дальше сюжет произведения незамысловат – герой пьет, ест без меры и в завершении всего ему приходит конец: “Видно было, как вздрогнула на лице его какая-то административная жилка, дрожала-дрожала и вдруг замерла…”
Так и кончилось достославное градоначальство Фердыщенко. Жители Глупова задумались о случившемся – они боялись, чтобы “их не завинили в преднамеренном окормлении бригадира”. Однако их опасения оказались напрасными, так как через неделю прибыл из губернии новый градоначальник – Василиск Семенович Бородавкин, “с которого, собственно, и начинается золотой век Глупова”.
В этой главе переплетаются комичность и, в то же время, трагичность. Здесь проявляются пародийность произведения и его историчность. В главе упоминаются князь Потемкин, Марфа Посадница, да и тот же самый Фердыщенко – один из героев романа Ф. М. Достоевского.
Основной проблематикой главы является “пир во время чумы”. В окружении бедности и нищеты, закрывая глаза на все это, народ гуляет, пьет и не хочет замечать негативных сторон жизни. Во время правления Фердыщенко город подвергся голоду и пожару, но, несмотря на это, люди всячески пытаются “ублажить” бригадира.
В целом глава “Фантастический путешественник” является сатирической. В ней центральным событием является то, что Фердыщенко умирает от объедения.
В повествовании мы видим множество ярких и конкретных описаний “явств”: “подали тешку осетровую соленую, да севрюжку провесную среднюю, да кусок ветчины”; “сначала пили квас, потом чай, потом водку; поросенок в сметане или гусь с капустою”, который и стал для Фердыщенко смертельным. Это лишний раз показывает, как простые люди относятся к начальству, что труду они предпочитают шумные пирушки.
Главной идеей любого произведения является все-таки то, что возникло в сознании писателя под воздействием внешних факторов и настойчиво требующим своей постановки важным для людей вопросом. В главе – комическая ситуация в трагичное время, то есть если говорить конкретнее, то в довольно непростой голодный и тяжелый период бригадир Фердыщенко умирает от переедания.
Своей сатирой Салтыков-Щедрин высмеивает глупость людей, жадность бригадира и его склонность к подражательству, чрезмерную любовь народа к веселью. После прочтения этой главы начинаешь задумываться над тем, что каждое явление в нашей жизни должно иметь меру. Юмор Салтыкова-Щедрина можно назвать “смехом сквозь слезы”.
В простой, легкочитаемой форме он сумел показать отрицательные стороны русских людей, затронул важные проблемы своего времени. И читать его произведения интересно в любое время, ведь описываемые им события можно увидеть и в современном обществе.