Анализ эпизода “Тимохин и Долохов во время боя” (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)
Эпизод “Тимохин и Долохов во время Шенграбенского сражения” повествует о том, как русские войска во время одного из ключевых сражений в войне 1805 года, под давлением французов, начали паническое отступление. Вопреки всем командам начальства, солдаты бежали, каждый спасая свою жизнь: “- Обошли! Отрезали!
Пропали! – кричали голоса бегущих”.
В рядах войск началась настоящая паника, и казалось, что никто и ничто не сможет восстановить порядок, заставить русских сражаться. В момент животного страха пали все авторитеты – приказы
Однако произошло практически чудо – одна рота все-таки сохранила свою организованность и уважение к командиру. Это была рота Тимохина. Этот маленький “красноносый капитан” сумел сдержать своих солдат, направить их помыслы в нужное ему русло.
Именно поэтому его рота произвела перелом в битве: “Бегущие возвратились, батальоны собрались, и французы, разделившие было на две части войска левого фланга, на мгновение были оттеснены”.
Как же вел себя сам Тимохин во время атаки? Он
И это почувствовал противник, застигнутый врасплох.
Тимохин, по мнению Толстого, истинная русская натура, шальная, удалая, отчаянная, однако и бескорыстно-героическая, способная на подвиг во имя общего блага.
Не таков Долохов, который, в противовес Тимохину, прежде всего думает о личной славе. Он тоже герой – бежал в атаку рядом со своим командиром, “в упор убил одного француза”. Однако, подчеркивает Толстой, и “первый взял за воротник сдавшегося офицера”, чтобы все видели, что это сделал именно он.
Больше того, Долохов почитал нужным подойти к полковому командиру и “отчитаться” перед ним в своих заслугах: “Прошу запомнить, ваше превосходительство!”
С одной стороны, этого героя можно понять: он, дворянин и офицер, за “провинности” был разжалован в простые солдаты. А заслуги, замеченные командованием, могли вернуть ему офицерское звание. Но, в то же время, мы понимаем, что в ответственный момент боя поведение Долохова крайне неуместно и эгоистично.
Особенно это заметно по сравнению с геройским и, что самое важное, бескорыстным поведением капитана Тимохина.
Таким образом, в данном эпизоде мы наблюдаем противопоставление двух “боевых героев”, двух типов поведения – истинно героического, бескорыстного (Тимохин) и ложно героического, эгоистического (Долохов).






Related posts:
- Анализ эпизода “Первый бал Наташи Ростовой” (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) “Первый бал Наташи Ростовой” – значимый эпизод во втором томе романа Л. Н. Толстого “Война и мир”. Он является важным сюжетным “узлом”, глубже раскрывает характеры участвующих в нем героев, дает оценку светскому обществу в целом. Первый бал – важное событие в жизни каждой девушки. Именно там происходит своеобразная “оценка” – насколько девушка красива, насколько она […]...
- Дуэль Пьера с Долоховым (анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, том 2, часть 1, главы 4 и 5) В своем романе-эпопее “Война и мир” Толстой показал все многообразие человеческих отношений. Дружба, любовь, ненависть, духовные искания и разочарования, самоотверженность солдат на войне и бессмысленные интриги светского общества – все это есть ни что иное, как жизнь, которую делают такой люди. На страницах романа буквально кипят страсти: любовь, преданность, ненависть. Одним из главных персонажей романа […]...
- Анализ эпизода дуэль Пьера с Долоховым по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.) Том 2, часть 1, глава 4 и 5 Л. Н. Толстой в своем романе “Война и мир” раскрывает мысль о предопределенности человеческой судьбы. Мы даже можем назвать автора этого произведения фаталистом. Очень ярко эта мысль доказывается в сцене дуэли Долохова и Пьера. Пьер, штатский человек, совершенно не умеющий стрелять, перед началом дуэли узнает от секунданта […]...
- Дуэль Пьера с Долоховым. (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир” т. II ч. I гл. IV, V) Враги! Давно ли друг от друга Их жажда крови отвела. А. С. Пушкин. Лев Николаевич Толстой в романе “Война и мир” последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером. Сугубо штатский человек – Пьер ранил на дуэли Долохова – бретера, […]...
- Характеристика героя Долохов, Война и мир, Толстой Долохов Федора Долохова впервые мы встречаем в компании Анатоля Курагина и нескольких молодых офицеров, к которым вскоре присоединяется Пьер Безухов. Все играют в карты, пьют вино и развлекаются: от скуки Долохов на спор пьет бутылку рома сидя на окне третьего этажа и спустив ноги наружу. Федор верит в свои силы, не любит проигрывать и очень […]...
- Анализ эпизода из 2 тома, 1 части главы 15 романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Данный эпизод романа описывает момент “мирной жизни” в семье Ростовых. Мы видим, как молодежь этой семьи проводит свое время. Основными действующими лицами этого эпизода является Наташа Ростова и ее старший брат Николай. Писатель подчеркивает, что вначале эти герои находились в кардинально противоположном расположении, состоянии духа. Наташа была полна радости, ощущения полноты жизни. К ней в […]...
- Смотр под Браунау (анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, том 1, часть 2, глава 2) “Война и мир” Льва Николаевича Толстого – одно из величайших творений 19 века, которое, без сомнения, носит эпохальный характер. Это настоящая эпопея, в которой очень подробно и психологически точно описана жизнь всех слоев общества России в мирное время и во время войны. Роман можно по праву назвать целой галереей лучших толстовских героев и их антиподов, […]...
- Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир” (том 3, часть2, глава 20) Данный эпизод в романе Толстого “Война и мир” относится к числу “предбородинских”. Он описывает впечатления Пьера Безухова по дороге в штаб русских войск накануне Бородинского сражения – главной, по мнению писателя, битвы в ходе войны 1812, определившей ее исход. Итак, Пьер, находящийся в состоянии внутреннего надлома, активных поисков смысла жизни, 25 августа 1812 года едет […]...
- Смотр под Браунау (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, глава 2, часть вторая, том первый) Смотром под Браунау Толстой начинает изображение войны 1805 года. Война эта была России не нужна, молодой император Александр Первый и австрийский император Франц просто демонстрировали свои амбиции, из-за чего проливалась кровь русских солдат. В сцене смотра ярко проявляются основные проблемы войны 1805 года, которые будут впоследствии более подробно изображены I олстым Еще до самого смотра […]...
- Совет в Филях. (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, т. Ill, ч. 3, гл. IV.) Лев Николаевич Толстой в романе “Война и мир” неоднократно подчеркивал предопределенность происходящих событий. Он отрицал роль личности в истории, но отстаивал предначертанность судьбы отдельного человека и государства в целом. Несмотря на то что на Бородинском поле русские одержали “нравственную” победу и собирались на следующий день продолжать сражение, выяснилось, что войска потеряли убитыми и ранеными до […]...
- Анализ эпизода романа Л. Н. Толстого “Война и мир” В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” много ярких эпизодов, отдельных картин, каждая из которых много значит сама по себе. Лунная ночь в Отрадном, первый бал Наташи, охота… Все эпизоды служат общей связи романа, представляют обширное целое, но и каждый в отдельности – завершен и по-своему интересен. Почти в начале эпизода, в котором описываются […]...
- Анализ эпизода сцена смотр русских войск под в Браунау по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.) Роман “Война и мир” был задуман Л. Н. Толстым после повести “Декабристы”, которая была начата автором в 1860 году. На раннем этапе написания эпопеи композиция произведения определялась декабристской темой и должна была расшириться до объема большого произведения, повествующего об истории русского общества. Но в начале 60-х годов взгляды Толстого на мир несколько изменились. Он видит […]...
- Переправа через Неман. (Анализ эпизода из главы 2, части 1, тома 3 романа-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир”.) “Война и мир” – одно из немногих в мировой литературе 19 века произведений, к которому по праву прилагается наименование романа-эпопеи. События большого исторического масштаба, жизнь общая, а не частная, составляют основу ее содержания. В ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех ее слоях. Вследствие этого так велико число действующих лиц, […]...
- Анализ эпизода “Охота в Отрадном” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Говоря о самом понятии “эпизод”, в первую очередь следует отметить, что это та или иная завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент. Роману “Война и мир” свойственна эпизодичность или, другими словами, сценичность. За счет этого автором достигается полнота всей картины жизни героев, их мировосприятие, психическое и […]...
- Анализ эпизода из гл.2, ч.3, т.2 романа Л. Н. Толстого “Война и мир” О романе Л. Н. Толстого “Война и мир” можно говорить целую вечность, и все же останется что-то недосказанное. Это глубоко психологическое произведение, в котором автор передает жизнь высшего дворянского общества и народа. Толстой изображает людей очень точно, показывает их нравственные и жизненные ценности. Описывая дворянское общество, он рисует картину противоречивую и сложную Это люди образованные, […]...
- Анализ эпизода из гл.3, ч.4,т.4 романа Л. Н. Толстого “Война и мир” “Война и мир” – самое крупное произведение Льва Николаевича Толстого, одно из значительных произведений русской и мировой литературы. Этот роман-эпопея охватывает важнейшие события истории России первой четверти 19 века. Человек здесь поставлен перед лицом исторических испытаний. Можно сказать, что в романе Толстого два сюжета – внешний и внутренний. Внешний – это последовательность действий, событий, поступков, […]...
- Ночь в Отрадном (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, т. II, ч. 3, гл. II) По определению, данному в Словаре литературоведческих терминов, эпизод – это отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью. Функционирование этого слова как литературоведческого термина связано с древнегреческой драмой, где оно обозначало часть действия между выступлениями хора. Эпизод в художественном произведении не только событие в жизни героев, но и составная часть произведения, воплощающая важнейшие […]...
- Пьер в плену (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, т. IV, ч. 1) Пьер Безухов – один из любимых героев Толстого. Жизнь Пьера – это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Пьер – натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, исключительная доброта. Главная черта героя – искание успокоения, согласия с самим собой, поиски жизни, которая гармонировала бы […]...
- Анализ эпизода “Наташа у раненого князя Андрея” (том 3, часть3, гл. 31-32 романа Толстого “Война и мир”) В романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” изображено множество человеческих судеб. В стремлении определить единые критерии в оценке поступков и характеров персонажей писатель определяет нравственные законы, которые существуют независимо от людей. Эти законы и являются для Толстого мерилом духовных качеств той или иной личности. Среди женских образов автор особо выделяет Наташу Ростову. Он показывает […]...
- Народные герои в изображении Льва Николаевича Толстого (по роману “Война и мир”) Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее “Война и мир” показал, что война 1812 года с первых дней принимает народный характер. Армия Наполеона наступала. Она уничтожала и грабила захваченные города и села. Весь русский народ поднимается на защиту Отечества. Крестьяне уходили в леса, создавались партизанские отряды, которые уничтожали врага. Одним из первых партизанских отрядов в тылу […]...
- Анализ эпизода Пьер Безухов на батарее Раевского по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.) Война 1812 года играла в России объединяющую роль. Она смогла объединить русское общество, поднять его на защиту отечества. Автор хотел изобразить причины войны, поведение на поле боя отдельных людей, победу в войне русского народа. Толстой испытывает своих героев войной и любовью. Пьер Безухов патриот, но он не военный человек. Ему интересна жизнь, он проявляет к […]...
- Тильзитский мир (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, т. II, ч. 2, гл. XXI) В романе-эпопее “Война и мир” есть множество небольших, но исключительно значимых эпизодов, которые, не влияя на развитие сюжета и не являясь решающими для судеб главных героев, становятся важными для романа как целого, соединяющего в себе множество идей о человеке, истории и мироздании вообще. В Тильзите не происходит событий, которые в жизни героев имели бы такое […]...
- Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”. Часть 6 Перед Бородинским сражением Наполеон тоже рисуется и заботится о том, что напишут о нем историки. Он любуется портретом сына, пишет прокламации, чтобы поднять дух своего войска, осматривает местность на коне. Л. Н. Толстой не жалеет иронии для снижения образа Наполеона. Он пишет: “Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона […]...
- Переправа через Неман (анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” большое внимание уделяется взглядам автора на проблемы, в первую очередь, нравственные, связанные с войной 1812 года. Переправа через Неман-это начало войны. В армии Наполеона находились польские войска, им и предстояло начать войну с Россией. Именно поэтому, чтобы вызвать у них прилив любви к своей особе, Наполеон надевает […]...
- Сцена объяснения Пьера с Элен (анализ эпизода из главы 2, части 3, тома 1 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) Роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” подарил русской литературе галерею замечательных образов, раскрытых с психологической точностью. Прослеживая судьбы главных героев, каждый неравнодушный ценитель его творчества наслаждается истинным искусством психологического анализа и слова. Именно поэтому образы романа “Война и мир” стали настолько узнаваемыми. Одним из таких замечательных образов является образ Пьера Безухова. На протяжении всего […]...
- Анализ эпизода “Именины Наташи Ростовой” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” “Война и мир” Л. Н. Толстого – одно из величайших произведений мировой литературы. Главная мысль романа вынесена в его заглавие: “мир” как национальное единство противопоставляется “войне” как разрушению и разобщению. (Интересно, что в названии произведения слово “война” стоит на первом месте. Это неслучайно: победа в Отечественной войне 1812 года на многие десятилетия определила не только […]...
- Наташа в гостях у дядюшки (анализ эпизода из главы 7, части 4, тома 2 романа-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир”) Л. Н. Толстой известен не только как гениальный писатель, чьи произведения давно вошли в золотой фонд русской классики, но и как самобытный философ, который пытался разобраться в проблемах бытия. Всемирно известна его статья “Исповедь”, посвященная поиску смысла жизни. В период создания “Войны и мира” Толстой разрабатывал главный критерий “положительности” героя. По мнению писателя, персонаж только […]...
- Роль эпизода “дуэль Долохова с Пьером Безуховым” в романе Толстого “Война и мир” Враги! Давно ли друг от друга Их жажда крови отвела. А. С. Пушкин – Лев Николаевич Толстой в романе “Война и мир” последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером. Сугубо штатский человек – Пьер ранил на дуэли Долохова – […]...
- Анализ сцен эпизода Объяснение в любви князя Андрея Наталье Ростовой по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.) Продолжение 23 глава, часть 3, том 2 И вот у нас уже вызывает улыбку секундное Наташино замешательство перед тем, как поцеловать жениха, мы помним, что она всегда задавалась вопросами такого рода, спрашивала себя, что благородно, а что – нет, как поступать можно, а как – нет. В этой сцене автор несколько раз использует внутренний монолог, […]...
- Сцена объяснения Пьера с Элен (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, глава 2, часть третья, том первый) Война и мир Толстой Л. Н Сцена объяснения Пьера с Элен (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, глава 2, часть третья, том первый) Пьер вступает в жизнь очень неопытным молодым человеком, с неустановившимся характером, слабовольным, доверчивым и наивным. Свалившееся на него наследство позволило многим людям пользоваться его добротой и неопытностью. Одним из таких людей был князь Василий […]...
- “Дубина народной войны” (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) “Война и мир” – это роман-эпопея. В произведении показаны исключительные по важности исторические события и роль народа в них. Неправильно было бы попытаться объяснить поражение французов какой-то особой гениальностью русских полководцев, даже главнокомандующего Кутузова, или роковыми просчетами Наполеона. Судьба кампании решалась не в штабах и ставках, а в сердцах обычных людей: Платона Каратаева и Тихона […]...
- Анализ эпизода Тильзитский мир 1807 его значение по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.) Роман-эпопея “Война и мир” насыщен большим количеством маленьких, но имеющих большое значение эпизодов, не влияющих непосредственно на развитие сюжета и не играющих решающего значения в судьбах главных героев. Эти эпизоды приобретают особое значение для понимания романа как произведения, которое соединяет в себе идеи о личности человека, его роли в истории и о мироздании в целом. […]...
- Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, том 1, часть 3, глава 19) Роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” открыл читателю галерею бессмертных образов, созданных рукой писателя-психолога. Благодаря его тонкому мастерству, мы может проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой души. Одним из положительных героев романа является князь Андрей Болконский. Писатель наметил сначала эпизодическую фигуру офицера-аристократа, но затем она вылилась в фигуру главного героя, который […]...
- Сочинение: Что такое подвиг в понимании Толстого? (по роману-эпопее “Война и мир”) Что такое подвиг в понимании Л.Н. Толстого? (по роману-эпопее “Война и мир”) Плутарх заметил, что “не всегда в самых главных деяниях бывает видна добродетель или порочность, но часто какой-нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч”. Толстой в своем романе не только осуждает казенный, официальный патриотизм, […]...
- Первый бал Наташи Ростовой (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, т. II, ч. 3, гл. XV!, XVII) Эпизод, в котором изображен первый бал Наташи Ростовой, – один из основных в романе: он важен для раскрытия внутреннего мира и характера главной героини. В этом фрагменте перед нами предстает петербургский бал от начала и до конца, с музыкой, цветами, танцами, государем, “дамами в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках […]...
- Сцена объяснения между Наташей Ростовой и Андреем Болконским (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, глава 23, часть третья, том второй) Сцена объяснения князя Андрея с Наташей Ростовой является своего рода поворотным моментом в судьбах этих главных героев романа Толстого “Война и мир”. Необходимо напомнить, что к моменту объяснения между Андреем и Наташей уже сложились вполне традиционные, хотя и не вполне оформленные, любовные отношения. Чтобы привести эти завязавшиеся и какое-то время длящиеся отношения к их логическому […]...
- Встреча Бориса Друбецкого с Пьером в доме старого графа Безухова (анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, том 1, часть 1, глава 16) “Война и мир” – русская национальная эпопея, которая выросла из авторского замысла создать роман о декабристах, показать с точки зрения истории, что привело к трагическим последствиям декабря 1825 года. По своему мировоззрению из всех героев на декабристов похож Пьер Безухов. Путь Пьера – это путь философско-эпических исканий, сопровождающийся заблуждениями и разочарованиями, связанными с историческим развитием […]...
- Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода из главы 1 части 3 тома 2 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) Описания природы русские писатели издавна использовали с целью охарактеризовать внутреннее состояние своих героев. Подобным приемом пользовался и Л. Н. Толстой в своем романе “Война и мир”. “На краю дороги стоял дуб… с обломанными, давно видно, суками и с облапанною корой, заросшею старыми болячками…. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть […]...
- Анализ сцены эпизода отъезд князя Андрея на войну по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.) 25 глава часть 1 том 1 Толстой в целом относится к князю Андрею положительно, однако некоторые качества героя позволяют нам задуматься о том, как сложится его судьба в дальнейшем. Это подтверждает и сцена отъезда Болконского на войну 1805 года. С одной стороны, князь Андрей отправляется на войну совсем не по той причине, что видит в […]...
- Анализ эпизода охоты Ростовых по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.) С какой целью Лев Николаевич Толстой показал нам этот эпизод? Какую роль играет этот эпизод в романе? Такие вопросы возникли у меня после прочтения сцены охоты в романе “Война и мир”. Для того чтобы ответить на них, необходимо разобрать эпизод подробнее. Утро охоты выдалось таким утром, “лучше которого ничего не могло быть для охоты”. Приготовления […]...