Анализ эпизода “Чичиков у Собакевича” (по поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”)
Сатира в творчестве Н. В. Гоголя обрела неповторимое звучание, она без промаха разила пошлость, глупость, чванство, невежество. В поэме “Мертвые души” Гоголь беспрестанно высмеивает помещиков и чиновников, которые, отчаянно цепляясь за свои привилегии, часто оказываются в гораздо более невыгодном свете, чем их крепостные.
Когда мы вместе с Чичиковым попадаем в деревню Собакевича, нам кажется, что здесь должен править превосходный хозяин, настолько здесь все добротно, надежно, как говорится, на века. Вид его деревни и дома говорит о
Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли”.
Однако, знакомясь с Собакевичем поближе, мы понимаем, что для него, как и для Чичикова, главное в жизни – выгода, нажива, обогащение любыми средствами.
Для завершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги”.
Собакевич не ценит красоту, поскольку видит в ней мало пользы, для него главное – надежность. В его доме все напоминает хозяина, все устойчиво и тяжеловесно, каждая вещь говорит: “И я тоже Собакевич!”, “И я тоже очень похож на Собакевича!”
На свете очень мало людей, о которых Собакевич может сказать что-то хорошее, но он не злой, просто, как и Чичиков, хорошо видит внутреннюю сущность людей и не скрывает своего отношения. Губернатор у него “первый разбойник в мире”, полицеймейстер – “мошенник”, прокурор – “порядочный человек… да и тот, если сказать правду, свинья”.
“Наступать на чужие ноги” – привычка Собакевича по жизни, поскольку иначе можно упустить выгоду. Ум, медвежья сила, напористость Собакевича устремлены на то, чтобы выжать доход, не считаясь ни с моралью, ни с нравственными нормами. Он единственный из помещиков, кто сразу понял, что в основе сделки с Чичиковым – мошенничество, но ради своих интересов он готов продавать мужиков – хоть живых, хоть мертвых. Его жадность непомерна, и, чтобы набить цену, он начинает на все лады расхваливать крепостных, поскольку, как рачительный хозяин, знает поименно всех крестьян, видит и ценит таланты и достоинства каждого.
Всегда молчаливый и неразговорчивый, Собакевич вдруг становится вдохновленно-красноречивым, воспевая умерших мастеров и ремесленников, но невозможно забыть, что они для него – товар. Ведь и с живыми крестьянами Собакевич ладит лишь потому, что понял: это выгодная собственность. Человеколюбие отсутствует в перечне достоинств этого звероподобного человека.
Хитрый, осторожный, скрытный и прижимистый, Собакевич при случае готов на запугивание и прямой шантаж.
“Человек-кулак” называет Собакевича Чичиков, и он прав, думая, что Собакевич и в Петербурге остался бы кулаком, хотя бы и воспитали его по моде. Вышло бы еще хуже: “Попробуй он слегка верхушек какой-нибудь науки, даст он знать потом, занявши место повиднее, всем тем, которые в самом деле узнали какую-нибудь науку”. Ведь в отличие от других помещиков, чьи портреты нам так живописно описал Н. В. Гоголь, Собакевич прекрасно чувствует наступление “нового времени”, когда власть будет отдана капиталу, деньгам, и готовится к этому заранее.
Его не застигнешь врасплох.