Анализ драмы “Борис Годунов”

План

История создания трагедии Место и время произведения Конфликт в трагедии Реализм в произведении Видение автора Судьба произведения Жанр

История создания.

В декабре 1824 году Пушкин начинает работу над трагедией “Борис Годунов”. В размышлении над актуальными проблемами современности Александр Сергеевич нацеливает свое внимание на один из самых драматических периодов новейшей истории России – время правления Бориса Годунова в конце XVI – начале XVII в. Перед писателем встают трудные задачи: постичь объективную логику

событий, достичь исторической достоверности в изображении прошлого. Михайловский “отшельник” изучает наследие русских летописцев, читает исторические хроники Шекспира, просит прислать произведения “отца исторического романа” В. Скотта.

Фактический материал для осмысления “смутного времени” дают доставленные в Михайловское новые тома “Истории Государства Российского” Н. М. Карамзина.
На пути создания реалистического текста, для достижения реалистичного изображения лиц, исторических характеров, времени и событий избирается драматический жанр. Полно и объективно возродить

минувший век во всей его истине помогает сценическое действие, где все события протекают на глазах публики, характеры самораскрываются с разных сторон.

Место и время произведения.

Трагедия “Борис Годунов” разрушает догмы классицизма. Здесь события происходят в разное время, в пространстве и месте – в лесах, московских площадях, в царских покоях, на литовской границе, в год коронации Годунова и приход на престол Лжедмитрия. В трагедии нет явного романтического разделения настоящего и прошлого, отсутствует авторский субъективизм.

Однако позиция автора улавливается ясно. Злободневно и остро звучат вопросы: какую роль играет народ в истории? какова роль дворянства в России? Пушкин позже признавался, что ему так и не удалось упрятать “уши под колпаком юродивого.

Торчат”.
В “Борисе Годунове” драматург-реалист развивает шекспировскую многогранность и вальтер-скоттовский историзм в освещении явлений, стремится найти реальные причины и следствия поступков людей и событий.

Конфликт в трагедии.

Глобальный конфликт, в разрешение которого оказываются, втянуты все действующие лица – бояре, церковь, народ, внешние силы – сконцентрирован вокруг образа заглавного персонажа. “Борис Годунов – вчерашний раб, зять Малюты, татарин…” – достиг верховной власти, стал царем. Вступая на престол, Годунов ведет себя лицемерно, заигрывая с народом и скрывая истинные намерения. Тайна “ужасного злодейства”, совершенного над младенцем Дмитрием, дамокловым мечом висит над ним.
Не складываются отношения Бориса с народом. Царь умеет “…и любовью, и страхом, / И словом народ очаровать”. Все делает, чтобы “щедротами любовь его найти”.

В ответ же получает презрение народное: “Я отдал им житницы, я золото / Рассыпал им, я им нашел работы – / А они меня, беснуясь, прокляли”. В глазах народа он виновник всех бед на Руси: “Кто не помрет, я всем убийца тайный…”
Почему не понят и не принят народом Борис Годунов, правитель, готовый отдать ему последнюю рубашку? По ходу действия в пушкинской народной драме вырисовывается истинный облик правителя. Борис узаконил отмену Юрьева дня, закрепившего крепостное право.

Осуждая тиранию Ивана Грозного, сам насаждает систему доносов. Именно из-за его политических ошибок власть завоевана самозванцем Гришкой Отрепьевым.

Реализм в произведении.

Реалистическое изображение народа – важнейшее открытие трагедии. Он показан как противоречивое и сложное единство. Народ – шут, когда проливает луковые (и лукавые) слезы, радуясь воцарению Бориса; “толпа”, “чернь” – когда поддается стихийным рефлексам; судья, нравственная сила – когда “народное мнение” решает участь содеявших преступлений.

Народ разноязычен и многолик: выписан в конкретных лицах, дан как собирательный образ, представлен как реальная историческая сила.
Народная мудрость, дух народа явлены в образе летописца Пимена, устами которого глаголет истины идеальный историк. В народном сознании хранятся нравственные заповеди, вложенные в уста Юродивого: “Нет, нет! Нельзя за Царя молиться он же Ирод – богородица то не велит”.

Молчание народа предрекает трагедию очередному царю-самозванцу. Словесной формулы достаточно драматургу, чтобы передать сложность понимания народа и его роль в истории: “Народ безмолвствует… Народ в ужасе молчит”.

Видение автора.

Однако Пушкин считал самым важным и необходимым условием для написания драмы не только “воображение, догадливость и живость”, но и “государственные мысли художника… философию”. Борис Годунов “прогневал небеса”, нарушив заповедь “не убий”. Преступность царя сеет смуту в православном народе, который “каким-то таинственным образом… чувствует истину”.

Порождается самозванство. Как неминуемая расплата следует гибель рода Годуновых. Как по Пушкину, то нравственная чистота – это самое важное качество монарха.

Отсутствие данного качества ставит под угрозу судьбу всего народа и всей страны.

Судьба трагедии.

Идейно-философскую зрелость и реализм мышления создателя “Бориса Годунова” подтвердили события 14 декабря 1825 г., произошедшие на Сенатской площади месяц спустя после завершения народной драмы. Восстание декабристов обнажило и роковую обособленность от народа, недовольство общества, деспотизмом самодержавия, пагубность правления монарха – “кочующего диспута”, как назвал Александра І юный Пушкин. Из-за острой злободневности трагедия будет напечатана (с цензурными пропусками) только в 1831 году.

Жанр

Произведение основывается на эпизоде реалистической истории России. Борис Годунов это реальный персонаж, который пришел на трон не законным путем. Это произведение Пушкина относится к реалистической драме.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ драмы “Борис Годунов”