Анализ драмы А. Н. Островского “Гроза”

Драма “Гроза” – вершина творчества Островского. Впервые была опубликована в январском номере журнала “Библиотека для чтения” за 1860 год. Основная тема пьесы – борьба новых стремлений со старыми, консервативными устоями.
Город Калинов и его обитатели.
Город Калинов на Волге – собирательный образ волжских городов – хранителей традиций русского уклада жизни. Вид далеких волжских берегов, открывающийся в начале пьесы и песня “Среди долины ровныя”, которую поет житель города Кулигин, придают общероссийский

масштаб всему происходящему. Пейзажный фон, позволяющий по контрасту лучше понять атмосферу жизни калиновцев; Мертвая замкнутость жизни в городе. Неразвитость мышления жителей города (эпизод с Феклушей).- Состояние жизни в городе можно оценить как “предгрозовое” – пошатнулся старый уклад жизни, обнаружилась его ветхость и непригодность для новой жизни.

Внешне же пока все выглядит спокойным.
Основной конфликт драмы – столкновение самодуров и их жертв. В пьесе он воплощается как конфликт семейный – столкновение молодой Катерины Кабановой со свекровью, почитаемой в городе купчихой Марфой

Игнатьевной Кабановой. Семейная драма, которая закончилась так трагично, отражает состояние общества в предреформенную эпоху.
Герои. Марфа Кабанова и купец Савел Дикой – патриархальный уклад. Дикой – тип самодура, Кабанова – символ догматизма, она защищает уже не только смысл старых традиций, но и форму (например, требует от Катерины падать на землю и причитать при отьезде мужа). Жизненная позиция Кулигина.

Кулигин и Феклуша – полярное понимание и отношение к нравам “темного царства”. Варвара и Кудряш.

ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”

Черты Катерины, сложившиеся в родительском доме: религиозность, поэтичность натуры, жизнерадостность, ощущение полноты жизни, любовь к природе. Катерина в доме Кабановых: ощущение подневольности, невыносимости однообразия и скуки жизни; сдержанность и терпение; неумение и нежелание лгать и скрывать свои проступки. Черты Катерины, раскрывшиеся в любви к Борису: сила и глубина чувства, проснувшаяся жажда любви, независимости, счастья; внутренний разлад между желаниями и привитыми с детства принципами морали и религии; готовность умереть, чтобы не жить в рабстве без любви и счастья.

Образ Катерины в пьесе – воплощение живых народных традиций (проанализировать речь Катерины – она зачастую строится на образах народных лирических песен). Трагедия Катерины – одиночество: муж отталкивает ее, возлюбленный оставляет, Варвара просто не понимает ее (они – носительницы разных типов морали). Катерина в драме Островского выражает лучшее, что есть в народном начале, гибель ее символизирует близкий конец этого неповторимого народного мира под давлением исторических событий.

Но и над старым миром нависла “гроза”.
Н. А. Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”, а Д. И. Писарев – “полоумной мечтательницей”. Ошибка Добролюбова в том, что он отделил Катерину от ее среды. Писарев не отрывает Катерину от ее мира, но отказывает ее образу в возвышенном, светлом значении.

Н. А. Добролюбов, “Луч света в темном царстве”.
Основы новой критики. Отличие Островского от других писателей, изображавших “внутреннюю сторону жизни”. Основное содержание драм Островского.

Причины власти самодура и безответность окружающих его лиц. Необходимость в пьесах Островского второстепенных лиц. Изображение провинциальной жизни.

Дикой и Кабаниха. Особенности драмы “Гроза”. Особенности характера Катерины: свободолюбие, невозможность компромисса в сочетании с религиозностью и романтической мечтательностью, привитых воспитанием. Катерине свойственны такие качества как честность, ответственность, цельность, гармоничность.

Причины выявления сильного характера у женщины. “В цельности и гармонии Характера Катерины заключается его сила…” Ничего в нем нет внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри. Всякий внешний диссонанс она старается согласить с гармонией своей души, всякий недостаток покрывает из полноты своих внутренних сил. Ее поступки находятся в гармонии с ее натурой, они для нее естественны, необходимы, она не может от них отказаться, хотя бы это имело самые гибельные последствия”. Добролюбов считает, что освобождение ценой собственной жизни “грустно” и “горько”, но другого выхода нет. “Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход.

В том и сила ее характера”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ драмы А. Н. Островского “Гроза”