Анализ четвертой главы из первой части романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Михаил Афанасьевич Булгаков не просто интереснейший писатель, самобытная личность, но и глубочайший философ. Его произведения наполнены серьезными размышлениями на различные темы. Своеобразным апофеозом его творчества, без всяких сомнений, можно считать роман “Мастер и Маргарита”.
Это произведение писалось на протяжении двенадцати лет. Роман стал итоговым в жизни и творчестве Булгакова. Он раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть.

Прочтение “Мастера и Маргариты” необычайно обогащает

каждого человека духовно, наполняет его большим количеством новых, свежих идей.
Сам автор “умудрился” объединить в своем произведении невероятное количество самых разнообразных тем. Говоря о проблематике, мы можем назвать этот роман и философским, и мистически-фантастическим, и сатирическим, и любовным, и, безусловно, социальным.
Также в романе автор раскрыл нам и свой взгляд на современную ему Москву. Роман изобилует сатирическими описаниями москвичей, их жизни и порядков. Очень интересна в этом плане глава “Погоня”, несколько “приправленная” “чертовщинкой”.
Действия в этой
главе разворачиваются сразу же после трагической гибели Берлиоза, свидетелем которой был Иван Бездомный. После того, как санитарная машина увезла тело председателя МАССОЛИТа, поэт Бездомный долго не мог прийти в себя. Из состояния ступора его вывело лишь магическое слово “Аннушка”.

Иван вспоминает, что про Аннушку и ее разлитое масло совсем недавно говорил Берлиозу подозрительный иностранец.
Читатель понимает, что таинственный иностранец напрямую связан с мистикой. Он видит будущее до мелочей, и его предсказания полностью сбываются. У Ивана же произошедшие события рисуют в голове картину страшного заговора иностранных шпионов.

Булгаков сатирически изображает ту страшную и абсурдную эпоху, когда в каждом человеке видели врага народа, иностранного шпиона.
Тут же в мысли поэта закрадывается непонятный Понтий Пилат. Так в роман все больше и больше входит произведение, написанное Мастером.
Бездомный подбегает к профессору и требует у того документы. Тут же хочется задаться вопросом: неужели так сильна над человеком власть бумажки со штампом? Причем Иван совершенно не обращает внимания на странное видение, связанное с обликом иностранца: “… в лунном, всегда обманчивом, свете Ивану Николаевичу показалось, что тот стоит, держа под мышкою не трость, а шпагу”. В этих строках силен мотив потустороннего мира, проводником в который является лунный свет.

На протяжении всего романа свет луны будет менять знакомые образы, показывая их истинную сущность.
В этой главе начинают прорисовываться образы свиты Воланда. Мы видим гадливо-шутовского Коровьева и невозмутимого и уверенного в себе кота Бегемота.
“Отставной втируша-регент” издевается над Иваном, всячески мешая ему догнать подозрительного иностранца: “Который преступник? Где он? Иностранный преступник? – глазки регента радостно заиграли, – этот? Ежели он преступник, то первым долгом следует кричать: “Караул!” А то он уйдет.

А ну, давайте вместе! Разом!”.
Невероятно смешон эпизод с котом Бегемотом. Животное не только пожелало цивилизованно проехаться на трамвае, но и собиралось заплатить за проезд: “странный кот подошел к подножке моторного вагона “А”, стоявшего на остановке, нагло отсадил взвизгнувшую женщину, уцепился за поручень и даже сделал попытку всучить кондукторше гривенник…”.
Но более всего в этом моменте поражает поведение кондукторши. Ничуть не удивившись поступку кота, она лишь начала с невероятной злобой кричать: “Котам нельзя! С котами нельзя! Слезай, а то милицию позову!”.

Эту женщину нисколько не удивило поведение животного. В ее голове есть одна лишь четкая инструкция: “Котам нельзя”. Она живет по бумажке, по четкому предписанию.

Это мертвый человек, жертва и раб системы.
Погоня за преступниками продолжается со “сверхъестественной скоростью”. Мимо Ивана проносятся Никитские ворота, Арбатская площадь, улица Кропотская, Остоженка… Оказавшись в каком-то переулке, Бездомный врывается в квартиру 47.

Автор сатирически рисует нам жилищные условия обычной “коммуналки”: “В громадной, до крайности запущенной передней, слабо освещенной малюсенькой угольной лампочкой под высоким, черным от грязи потолком, на стене висел велосипед без шин, стоял громадный ларь, обитый железом, а на полке над вешалкой лежала зимняя шапка…”.
Увидев на кухне забытую иконку и две венчальные свечки, Иван присваивает себе эту находку. Этот момент очень интересен и важен. Здесь автор показывает, что в каждом человеке, даже рьяном атеисте, есть вера во что-то сверхъестественное.

Именно у этой таинственной силы люди ищут поддержку в самых жутких и тяжелых ситуациях. Но вера должна быть в душе человека, ведь без нее никакие символы (церковные свечи, иконы) не имеют силы.
Теперь, с иконой на груди и свечой в руке, погоня Ивана напоминает крестный ход! Молодой поэт продолжает преследование нечистой силы, и его поведение напоминает битву Дон Кихота с ветряными мельницами. Бездомного также посчитают сумасшедшим… А пока погоня продолжается.

Глава заканчивается тем, что Иван идет к Грибоедову, откуда его прямиком направят в психиатрическую лечебницу. Именно в больнице настанет перерождение этого героя. Поэтому главу “Погоня” можно назвать своеобразной экспозицией к этим преобразованиям.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ четвертой главы из первой части романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”