Аналитическое исследование стихов Поля Верлена и Артюра Рембо

Я осознал себя поэтом. Это не моя вина. Ошибкой было бы говорить: я думаю.

Нужно лучше сказать: меня думает… Я есть кто-то другой. Тем хуже куску деревья, как он понимает, Что он – скрипка… А. Рембо

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. “Я осознал себя поэтом. Это не моя вина. Ошибкой было бы говорить: я думаю. Нужно лучше сказать: меня думает…

Я есть кто-то другой. Тем хуже куску дерева, как он понимает, что он – скрипка…” – писал о себе Артюр Рембо (обращение к эпиграфу

урока). Через эксперименты, часто опасные, страдание, мучения творчества он стал таки “скрипкой”, правда, совсем ненадолго.

В унисон с ним создавал и его старший товарищ Поль Верлен. Настоящая слава пришла к ним уже после смерти, и тысячи приверженцев,- как поэтов, так и читателей,- удивились новизне и таинственной, многозначной красоте поэтического слова. Попробуем и мы погрузиться в этот неповторимый мир поэзии символистов.

III. Объявление темы и цели урока

IV. Развитие речи

1. Выступления учеников с сообщениями о французской поэзии символистов (“От П. Верлена до А. Рембо”).

2. Выразительное

чтение поэзии “Осенняя песня” П. Верлена (в разных переводах)

3. Сравнение прочитанных произведений, высказывание своей мысли с аргументацией “мое ощущение”, потом “мое понимание”; анализ поэзии

4. Эвристическая беседа

– Какое впечатление оказала на вас поэзия?

– С чем ассоциируется у поэта осень? Почему?

– Какое настроение передано в “Осенней песне”?

– Определите цвета, звуки осени и душевные состояния лирического героя.

5. Промежуточные итоги.

Учитель. Осень для поэта – не только печальная пора года, замирание, засыпание природы, но и символ человеческой зрелости, преддверие старости, когда утехой и утешением становятся воспоминания. Часы, которые звонит, символизирует беспрерывный бег времени.

П. Верлен изображает в стихе не просто осенний пейзаж, а передает свое настроение, чувство, ощущение, создавая “пейзаж души”, т. е. внутреннее состояние лирического героя в определенный момент жизни.

6. Выразительное чтение стихов П. Верлена “Сентиментальная прогулка” и “Сентиментальный разговор”.

Сентиментальная прогулка

Закат дотлевало. Багровели тучи,

Где рыдало отчаяние в тоскующих криках сойки,

Где плыли сычей жалостливые вскрики.

Между преклонных верб, где бродил один

Я со своим сожалением, не считал часов…

И ввалилась ночь, и потухли тучи,

Мгла обвила белые ненюфарф,

Только над прудом, между камышей,

Ветерок печальный потихоньку шуршал.

Перевод Н. Лукаша

Сентиментальный разговор.

В старом саду среди ночной мглы

Две фигуры неуверенно прошли.

У них зрение потухло, уста у них осунулись

И едва слышно голоса звенели.

В старом саду, в зимнюю ночь печальную

Два призрака будили давность.

Ты вспоминаешь, как мы когда-то любились?

Зачем нам те воспоминания понадобились?

Видишь ли ты и теперь меня во сне?

Рвешься ли сердцем ты ко мне? –

Нет. Как мы когда-то вдвоем жили счастливо, Сливая сердца и уста! –

Возможно. Где синь неб, где сияние надежд?

Надежды те исчезли в тьме густой.

Так шли они в ночь зимнюю,

И только месяц слышал чудной разговор.

Перевод Н. Лукаша

“Культ впечатления”, ощущение; художественный образ строится на недомолвках и намеках (почему “печаль кровавая”, “рыдало отчаяние” и др.); фрагментарность, этюдность; музыкальность, лиризм, метафоричность (“ввалившаяся ночь”, “потухли тучи”, “ветерок печальный”. Образы-Символы (зима, тьма, ночь – символы небытия); “соответствие” и аналогии между явлениями предметно-чувствительного и духовного миров на основе мистического единства всего сущего ( “два призрака будили давность”)/

8. Выразительное чтение стиха А. Рембо “Моя циганерия”.

Моя Циганерия

Руками по карманам ощупывая дыры

И локтями светя, я фертиком шел,

Так как с неба сияла Муза!

Ее я ленник верный, Вот себе роскошную придумывал любовь!

Штаны в ничто стерты? И по колено море!

Ведь котигорошку лишь рифмы в голове.

Как кукушечьи куры, сокочут в небе звезды,

А под Чумацким Возом – банкеты даровые.

Рассевшись при дороге, то гомон лелею,

Роса на меня упала, а я себе хмелею,

Так как сентябрьский вечер – словно вино густое.

И все пишу стихи, свернувшись в калачик.

Будто струны лиры – тени (их купаю, как мячик).

Штиблеты каши просят? Это ерунда!

Перевод В. Стуса.

9. Обмен впечатлениями от прочитанного.

Как вы поняли содержание стиха? Какое его настроение? Как изображены в произведении картины природы?

Приведите примеры художественных средств (метафор, риторических вопросов, эпитетов и др.).

10. Словарная работа.

Циганерия в переводе означает “богема”, человек богемы; фертом идти – бодро, беззаботно; ленник – вассал, подчиненный.

11. Промежуточные итоги.

Учитель. В стихе “Моя циганерия” А. Рембо изобразил поэтический способ своей жизни. Смелый и безответственный юноша, гений и “фертик”, которому “по колено море”, с дырками в карманах (т. е. без денег), а в голове “лишь рифмы”, странствует без цели. Голод и холод его не смущают, у него есть высшее для поэта счастья – хмелеть от “сентябрьского вечера” и “писать стихи, свернувшись в калачик”.

Небо для него – как хозяйство у хорошего крестьянина, так как “как кукушечьи куры, сокочут в небе звезды”. Его наибольшая любовь – Муза, которой он и раб, и властитель.

V. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.

Учитель. Соедините приведенные цитаты из произведений П. Верлена и А. Рембо с художественными средствами, которым отвечают цитаты.

VI. Домашняя задача.

Подготовиться к контрольной работе.

VII. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение “Микрофон”.

Продолжите предложение:

Больше всего мне запомнилась мысль (строки)…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Аналитическое исследование стихов Поля Верлена и Артюра Рембо