“Allez!”, анализ рассказа Куприна
Рассказ “Allez!”, написанный в 1897 году, относится к киевскому периоду творчества А. И. Куприна. В это время тема цирка доминировала в произведениях писателя. Рассказ озаглавлен французским словом “Allez!” (“Вперед!”) – известным цирковым возгласом, сопровождавшим опасные и эффектные трюки.
Жанр произведения – рассказ, созданный в русле традиций Реализма. Особенности произведения – лаконизм, тонкий психологический анализ в изображении главных героев.
Тематика рассказа
Основной темой произведения является любовь
Столкновение добра и зла, духовной красоты и духовного уродства достигает в рассказе высочайшего трагедийного накала.
Автор поднимает в своей миниатюре сложнейшие философские вопросы, размышляя об одиночестве человека среди других людей, об отчаянии и воле к жизни, о силе и слабости человека.
Писатель акцентирует внимание на роли детства для дальнейшей жизни человека, на примере судьбы Норы подтверждая мысль, что “все мы родом из детства”.
Анализ сюжетно-композиционных особенностей рассказа
Композиция произведения
Слово “Allez” играет важную композиционную роль: им начинается и заканчивается рассказ, придавая замкнутость и целостность произведению. Это холодное слово созвучно миру жестокости и равнодушия, в котором живет Нора.
В основе сюжетной схемы лежит история первой любви юной циркачки Норы. 16-летняя девушка влюбляется в заезжего клоуна Менотти – первого в ее жизни человека, который обратил на нее внимание. Трагичность судьбы Норы в том, что Менотти – ее первая, доверчивая и искренняя любовь. Сироте-циркачке, не знавшей, что такое любовь вообще, любовь была необходима как воздух.
Нора возводит Менотти на пьедестал, видя в нем “почти бога”. Менотти же через год пресыщается Норой и сходится с другой актрисой цирка. Не представляя своей жизни без Менотти, отвергнутая и обманутая возлюбленным, Нора решается на отчаянный шаг.
Куприн сумел поднять традиционный сюжет “любовного треугольника” от уровня обычной мелодрамы до глубоко реалистичной трагедии. В рассказе о первой любви все просто и трагично. Л. Н. Толстой, прочитав вслух в 1907 г. “Allez!”, отметил: “Как все верно!
Ничего лишнего…”.
Писатель оставляет открытым вопрос о том, кто виноват в трагической развязке. Менотти, который приручил Нору, или сама Нора, главная трагедия которой заключалась в неумении жить самостоятельно, без дрессуры и команд.
Система образов рассказа
Для раскрытия образов героев Куприн использует прием “ступенчатого” построения: первоначально дается лишь поверхностная характеристика героя, а в ходе рассказа герой раскрывается через мысли, поступки, взаимоотношения с другими людьми.
Показывая духовную жизнь персонажей, Куприн противопоставляет Образы главных героев – Норы и Менотти: в образе Норы воплощено цельное, искреннее чувство, а в образе клоуна-гастролера – грубое, животное начало.
Рисуя образ Норы, автор показывает страшную картину детства пятилетней девочки – детства, в котором не было места любви, заботе, теплоте. “Темное, однообразное, бродячее” детство Норы описано в серых тонах, полных грусти и отчаяния. Вся жизнь девочки – одна бесконечная дрессировка, жизнь, лишенная ярких красок и эмоций даже во время выступлений. Куприн показывает “изнанку” внешней легкости и красоты работы воздушной гимнастики – изнурительную работу через боль на цирковой арене.
Детали образа “клоуна-знаменитости” Менотти раскрывают его сущность: он имел “томно-покровительственный вид”, при встрече с Норой “сделал устало-влажные глаза”, что говорит о неискренности, фальшивости этого человека. Не случайно выбрана цирковая специализация героя: Менотти – “первый соло-клоун”, “всемирно известный дрессировщик”. Он носит маску не только на арене, но и в жизни, и дрессирует Нору со “звериной страстью в голосе”.
Автор дает емкую характеристику герою, говоря, что его выступления публика воспринимала, как “напыщенное, скучное и неуместное кривлянье”.
Своеобразие стиля произведения
Рассказ написан в художественном стиле. В повествовании постоянно присутствует отрицательная эмоционально-оценочная лексика, подчеркивающая тяжелые моменты жизни Норы.
Рассказ перенасыщен обилием глагольных форм. Куприн использует их для изображения изнуряющего труда юной циркачки и жизни рядом с Менотти.