Альфред Деблин

Главными действующими лицами в произведениях Лиона Фейхтвангера и Арнольда Цвейга были обычно деятели культуры, представители интеллигенции. Однако тот же Арнольд Цвейг выдвинул в центр широкого эпического повествования двух “людей из народа” – унтера Гришу и его подругу Бабку, – что, в сущности, соответствовало основной тенденции буржуазного романа в конце 20-х годов.

Эта тенденция ощутима даже в творчестве тех писателей, которые были не очень тесно связаны с жизнью народа. Так, Т. Манн прервал в 1926 году работу над библейско-мифологическим

романом “Иосиф и его братья”, чтобы написать “политическую” новеллу “Марио и волшебник” (1930).

На вопрос о сопротивлении фашизму дает ответ герой Т. Манна официант Марио, просто “человек из народа”, который оказывается единственным из персонажей новеллы, кто стихийно протестует против унижения человеческого достоинства и убивает авантюриста Чипполу. Г. Манн, работая над своими “романами из жизни общества” – “Мать Мария” (1927), “Большое дело” (1930) и “Серьезная жизнь” (1932), – хотел, чтобы они стали “современной литературой для живущих ныне”

75; однако фантастически-гротесковая стилистика этих романов в известной мере ослабляла силу их воздействия. Тем не менее и у Г. Манна, например в его романе “Серьезная жизнь”, девушка из бедной крестьянской семьи противостоит в качестве положительного полюса миру богачей.

Замечательных результатов в изображении выходцев из народа удалось достигнуть Альфреду Деблину (1878-1957), который всем своим творчеством отстаивал мысль о том, что писатель призван обращаться к самым широким массам.

Деблин работал врачом при больничной кассе в одном из бедняцких районов Берлина. Однако его ранняя проза редко берет свои темы из этой сферы реальной жизни. По своим тематическим и стилистическим признакам, а также по склонности к экспериментаторству ранняя проза Деблина тяготеет к экспрессионизму.

Фантазия рассказчика расцвечивает исторический материал живыми многокрасочными образами, примером чему могут служить романы “Три прыжка Ван-Луня” (1915) и “Валленштейн” (1920). Умение Деблина показать народные массы в качестве движущей силы истории и в то же время выявить роль отдельной личности, раскрыть политические интересы в поступках исторических фигур, обнаружить двойственный характер современной техники – например, в романе “Борьба Вадцека с паровой турбиной” (1918) или в фантастическом романе “Горы, моря и гиганты” (1924) – дало настолько интересные результаты, что им трудно подобрать для сравнения какие-либо иные романы из немецкой литературы этого времени.

В романе “Берлин-Александерплац” (1929) Деблин впервые обращается к той среде, которую он прекрасно знает по собственному опыту. Он рассказывает о жизни простых берлинцев, причем рассказ идет о самых свежих событиях, а в центре их оказываются “пролетарские” персонажи.

Бывший рабочий Франц Биберкопф выпущен из тюрьмы и хочет начать в Берлине нормальную жизнь “порядочного человека”, однако вновь становится убийцей. Виною тому, по мнению автора, служит “вавилонская блудница” – город, атмосферу которого создает виртуозная техника монтажа. Привычные повествовательные элементы сочетаются в романе с внутренними монологами, авторским комментарием, мифологическими фрагментами и доку-104

Ментальными материалами. Деблин добивается при этом такого функционального единства романа, который обеспечивает максимальный художественный эффект. С другой стороны, писатель объясняет крах своего героя тем, что у того был якобы неверный “план жизни”.

Книга Деблина обретает черты “романа воспитания” в той мере, в какой Биберкопф подымается на новую ступень осмысления жизни, однако выводы, сопутствующие этому, практически не выходят за пределы наказа постоянно быть начеку. Во всяком случае, художественный эксперимент, по замыслу которого в центре романа оказывалось изображение актуальной действительности, обеспечил роману Деб-лина “Берлин – Александерплац” такой успех, какой не выпадал на долю ни одного из других его произведений.

Среди книг, написанных в эмиграции (к ним относятся в том числе Роман о заблудшем бюргере “Пощады нет”, 1935, и южноамериканская трилогия “Амазонка”, 1935-1948), выделяется трилогия “Ноябрь 1918. Немецкая революция” (1938-1950).

Эта попытка была несколько необычной по своему содержанию, поскольку она связывала осмысление важнейших событий немецкой истории, еще не получивших к тому времени должного освещения, с “романом воспитания”, повествующим о судьбе буржуазного интеллигента. Первая часть трилогии, “Народ, который предали”, повествует о предательстве социал-демократов в дни революции, вторая часть носит название “Возвращение войск с фронта”. Третья часть “Карл и Роза” рассказывает об убийстве К. Либкнехта и Р. Люксембург. С усилением религиозных настроений у Деблина менялся и замысел романа.

Если раньше герой был в рядах революционеров, то впоследствии он приходит к христианскому пониманию социальной ответственности. Это находит свое отражение в последней книге Деблина “Гамлет, или Конец длинной ночи” (1956).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Альфред Деблин