Альфонсо Састре (Alfonso Sastre, род. в 1926 г.)

С этими “экспериментальными” театрами связана деятельность одного из крупнейших испанских драматургов современности Альфонсо Састре (Alfonso Sastre, род. в 1926 г.). В 1946 г. в созданной им экспериментальной группе “Арте нуэво” были представлены две его ранние пьесы – “Уран 235” (Uranio 235), поводом для написания которой послужила атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, и “Груз сновидений” (Cargamento de sue-fios) – о непреодолимом и отчаянном одиночестве человека. Уже в ранних своих произведениях Састре не приемлет окружающей его действительности,

но его протест носит характер анархического бунта и выражается главным образом в использовании техники европейской “авангардистской” драматургии.

В 1950 г. вместе с режиссером Хосе Мариа де Кинто он формирует “Театро де ахитасьон сосиаль”, поставивший своей целью активное воспитание народных масс. Власти, однако, запретили деятельность этой труппы. Поворот в сторону актуальных проблем современности намечается и в драматургии самого Састре.

Первым свидетельством этого стала его пьеса “Патетический пролог” (Prologo patetico, завершена в 1950, опубликована лишь в 1964 г.), своеобразная

героизация революционного действа. Но и здесь, и в антимилитаристской драме “Отделение, обреченное на смерть” (Escuadra hacia la rauerte, представлена в 1953 г.) еще весьма ощутимо воздействие экзистенциалистской философии. Вместе с тем эти пьесы стали важным шагом к созданию социальных драм 50-х годов, характерной особенностью которых сам драматург считал тенденцию к “углубленному реализму”.

Реализм Састре никогда не предполагал погружения в повседневный быт. Даже в таких пьесах, как “Смерть в рабочем квартале” (Muerte en el barrio, 1955), где действие развертывается в бедняцком районе столицы, или “Гибель тореро” (La cornada, букв.: “Удар рога”, 1959), затрагивающей чисто испанское явление – бой быков, драматург стремится к максимальной обобщенности изображения. Реалистическое искусство художника обнаруживается прежде всего в постановке характерных для испанской социальной действительности проблем, в воспроизведении типичных для нее обстоятельств и персонажей.

История гибели ребенка, сбитого автомобилем и не получившего необходимой врачебной помощи (“Смерть в рабочем квартале”), как и рассказ о смерти тореро, которого его импрессарио заставляет выйти на арену, несмотря на испытываемый им страх и на ранение, для Састре лишь частные проявления господствующей в испанском обществе социальной несправедливости. Необходимость коренных социальных преобразований – таков вывод, к которому подталкивает драматург своих читателей и зрителей.

Не случайно центральное место в драматургии Састре 50-х годов занимают пьесы, которые позднее сам драматург объединил в цикл “драм о революции”: это “Хлеб для всех” (El pan de todos, 1953), “Красная земля” (La tierra roja, 1954), “У Вильгельма Телля печальные глаза” (Guil-lermo Tell tiene los ojos tristes, 1955) и “В сетях” (En la red, написана в 1959 г., представлена в 1961). Через все эти пьесы, героями которых являются люди, восстающие против общественной несправедливости, проходит одна центральная идея – личной ответственности каждого человека за судьбы всего народа, необходимости героического самопожертвования, подавления всего личного во имя общего блага. Наиболее художественно полноценно эта идея раскрывается в драме “У Вильгельма Телля печальные глаза”. Народная швейцарская легенда получает здесь необычное истолкование.

Когда наместник Гесслер требует от Телля выстрелить из арбалета в яблоко на голове сына, ни подлость наместника, ни отчаяние отца не способны вывести толпу сограждан Телля из состояния привычной покорности. Только гибель мальчика в результате рокового выстрела пробуждает, наконец, народный гнев. Восставший народ освобождает страну.

Но и в эту минуту всеобщего ликования Телль не может забыть покорности швейцарцев, стоившей жизни его сыну.

В “драмах о революции” Састре еще далее отходит от точного воспроизведения реалий быта и жизни. Более того, он иногда нарочито осуществляет сдвиг временных пластов: так, в пьесе о Телле, действие которой относится к началу XIV в., стражники стреляют из автоматов, тесть Телля, которого герой пьесы называет “интеллектуалом”, говорит о необходимости “начать кампанию пропаганды и агитации”, и т. д. Эти сознательно вводимые анахронизмы не только перебрасывают мостик из прошлого в настоящее, но и способствуют предельному “сгущению” социальной проблематики пьесы. Реализм Састре решительно отбрасывает мелочное жизнеподобие, носит широкий, философски обобщенный характер.

Обоснованию подобного понимания реалистического искусства посвящены статьи Састре, собранные им в книге “Анатомия реализма” (Апа-tomia del realismo, 1965).

50-е годы были для драматурга также периодом обращения к активной общественной деятельности: он выступает в защиту бастующих рабочих и поднимающихся на борьбу студентов, подписывает требования об отмене цензуры и т. д. Его неоднократно бросали в тюрьму, практически на долгие годы лишили возможности ставить или публиковать свои пьесы в Испании. Созданная им и X. М. де Кинто театральная труппа “Группо де Театро Реалиста” (1960-1961) успела поставить всего три пьесы, в их числе драму Састре “В сетях”, а затем вынуждена была прекратить свое существование. Тем не менее, драматург продолжает борьбу.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Альфонсо Састре (Alfonso Sastre, род. в 1926 г.)