Александр Сергеевич Грибоедов: студенческие годы

В студенческие годы началось и увлечение Александра Сергеевича театром и литературой. В пансионе и университете издавался рукописный журнал, существовали литературные кружки, устраивались любительские спектакли, в которых принимал участие и Грибоедов. По свидетельству Бегичева, “на 15-м году жизни Грибоедова обозначилось уже, что решительное его призвание – поэзия”.

В университете нередко читал он товарищам свои стихи, главным образом сатиру и эпиграммы. В Петербурге начинается литературная деятельность Грибоедова. Обширные

знакомства завязываются у него в литературных и театральных кругах столицы. О его кружке С. Н. Бегичев рассказывает: “Всегдашнее же наше и почти неразлучное общество составляли Грибоедов, Жандр, Катенин, Чипягов и я. Все они, кроме меня, были в Душе поэты, много читали, знали хорошо европейскую литературу и отдавали преимущество романтикам.

В дружеских беседах часто сообщали они друг другу планы будущих своих сочинений… Все мы любили очень театр, часто его посещали…”.

Литературная обстановка, в которой вызревал творческий гений Грибоедова, была пестрой и сложной. Начало XIX в. характеризовалось

многообразием художественных направлений. Доживал свой век классицизм, ставший знаменем воинствующей литературной реакции, оплотом которой была организованная в 1811 г. “вельможная” “Беседа любителей русского слова”.

Под флагом патриотизма и привязанности к родной старине это общество деятельно боролось против прогрессивных литературных течений, отстаивало канонизированные эстетикой классицизма жанры и архаический стиль.

Сложившееся в борьбе с литературной реакцией общество “Арзамас” (1815) состояло из прогрессивных дворянских писателей, группировавшихся вокруг Карамзина и молодого Жуковского. Оно ратовало за отказ от омертвевших канонов классицизма, за новые поэтические жанры, за сближение литературного языка с языком разговорным. Однако в художественной практике карамзинистов проявлялись манерность стиля, увлечение чувствительностью за счет жизненной правды.

В те же годы ощутимей чувствуются реалистические тенденции, проявлявшиеся в комедиях и баснях Крылова, в романах Нарежного. Но основным направлением литературы с конца 10-х гг. XIX в. становится романтизм, ярко выраженный в поэзии Жуковского.

Первые тайные политические общества видели в литературе серьезное средство воздействия на общественное мнение, ставили перед ней задачу воспитания граждан в духе свободолюбия и любви к отечеству. Многие деятели декабристского движения сами были литераторами, принимали активное участие в литературной жизни. В 1817 г. в “Арзамас” вступили будущие члены “Союза благоденствия” Н. И. Тургенев, М. Ф. Орлов, Н. М. Муравьев, стремившиеся придать деятельности общества более радикальный и политический характер.

Прямо связанными с декабристским движением были “Вольное общество любителей российской словесности” (1816), в котором главную роль играли К. Рылеев, В. Кюхельбекер, А. Бестужев, и общество “Зеленая лампа” (1819), участником которого был и Пушкин. В 1824 г. в “Вольное общество…” приняли Грибоедова.

В литературной борьбе 1815-1820 гг. особое место занимала группа так называемых “младших архаистов”. Главными деятелями этого “направления являлись декабристы П. Катенин и В. Кюхельбекер. К ним примкнул сначала и Грибоедов.

С этой группой его сближали не только дружественные связи, но и общественные настроения и близость литературных взглядов. “Младшие архаисты” искали своеобразного решения проблемы народности и самобытности русской литературы. В поисках новых форм для художественного воплощения свободолюбивых и высоких гражданских идеалов Кюхельбекер увлекался “славянщизной”, торжественной патетикой архаического старославянского и наряду с ним библейского стилей. Будучи по своим передовым общественным взглядам противниками реакционной “Беседы…” Шишкова, “младшие архаисты” использовали ее стиль в целях развития высокой гражданской поэзии, проникнутой духом свободолюбия.

Увлечение “младших архаистов” славянщизной в этом плане восходит к традиции русских поэтов-просветителей конца XVIII – начала XIX в. Так же как и многие писатели декабристского направления, “младшие архаисты” критически относились к эстетическим принципам и художественной практике школы Карамзина – Жуковского. Влияние “младших архаистов” сказалось и на творческом развитии Грибоедова.

Однако не следует преувеличивать и этих связей и роли группы младоархаистов. Их литературные позиции проявились в трагедии Кюхельбекера и Катенина, полемической по отношению к трагедии Озерова, создавшейся под влиянием сентиментализма. Грибоедов в своей ранней попытке написать трагедию о Ломоносове, несомненно, близок к ним. Еще на студенческой скамье он написал не дошедшую до нас пародию на трагедию Озерова “Дмитрий Донской”, назвав ее “Дмитрий Дрянской”.

Но ни в ранних светских комедиях Грибоедова, ни тем более в “Горе от ума” почти нет влияния архаической поэтики. Недаром сам Катенин подверг комедию Грибоедова критике за излишний бытовизм, слабости композиции и ее слишком вольный стих, считая, что лучше было бы написать ее всю александрийским стихом.

Как и Пушкину, Грибоедову были совершенно чужды кружковая замкнутость, ограниченность, литературная нетерпимость. Он отрицательно отзывался о литературных староверах – защитниках принципов классицизма в русской литературе. Критическое отношение сложилось у него и к школе классицизма во французской драматургии: “Зачем они вклеили свое дарование в узенькую рамочку трех единств,- замечал он о Корнеле и Расине,- и не дали воли своему воображению расходиться по широкому полю”.

Как и декабристы, Грибоедов требовал от писателя гражданской героики и обличительной направленности. Он шел прежде всего от жизни, от действительности. Именно поэтому он высоко ценил драматургию Шекспира.

Подобно Пушкину, Грибоедов противопоставлял схематическому одностороннему классицизму – Шекспира, которого, по словам Бегичева, “он знал наизусть”. “Я как живу, так и пишу, свободно и свободно”,- говорил Грибоедов.

К периоду этих жарких литературных споров относятся и перовые драматургические опыты Грибоедова. Он пишет ряд комедий в соавторстве с другими писателями. Характерно, что ранние пьесы Грибоедова еще не соответствуют тем требованиям, которые он сам предъявлял к драматургии вообще и к комедии в частности.

Русская комедия 1815-1820 гг. развивалась главным образом в трех направлениях. Одним из них была старая традиционная классицистическая комедия, ставившая своей целью исправление нравов путем изображения наказанного порока и торжествующей добродетели. Представителями этого жанра являлись А. А. Шаховской и М. В, Загоскин.

В идейном отношении их произведения отличались политическим консерватизмом. В литературной борьбе Шаховской и Загоскин выступали против школы Карамзина – Жуковского. В 1815 г. появилась вызвавшая ожесточенную полемику комедия Шаловского “Липецкие воды”, в которой в образе поэта Фиалкина осмеивались Жуковский и его поэзия.

Другое течение в русской комедии было представлено жанром салонно-светской комедии, построенной на любовной интриге. Наиболее видным его представителем был драматург Н. И. Хмельницкий. Значительную роль в ней играла французская комедийная традиция.

И, наконец, третье направление представляла реалистическая верная русским нравам, сатирико-бытовая комедия Крылова и именно ей принадлежало будущее.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Александр Сергеевич Грибоедов: студенческие годы