Актуальность стихов Альберти
Злободневность и актуальность стихов Альберти не лишает их силы широкого обобщения. Величие борьбы народа, вставшего на защиту правого дела,- такова центральная тема стихотворений, посвященных защитникам Мадрида и Каталонии, всей Испании. Он нередко рисует трагические картины разрушений, принесенных войной, гибель тысяч людей, но даже рассказывая о павших, Альберти подчеркивает идею непобедимости народа, и это наполняет его поэзию революционным оптимизмом. “Вы – вовеки живые” – обращается поэт к воинам, павшим в боях за республику
Воспевая подвиг народа, Альберти славит его борцов-коммунистов, бойцов Интернациональных бригад. Таковы его стихотворения “Я из Пятого полка” (jSoy del 5-to Regimiento!), “Интернациональным бригадам” (A las Brigadas Internacio-nales), стихи, посвященные известным полководцам республики, и др.
Характерно, что подобно большинству других поэтов-республиканцев Альберти в эти годы часто обращается к жанру народного романса как форме, которая ему кажется наиболее адекватной боевому содержанию стихов. Это не было механическим использованием традиционных форм народной
Обличая в первом из них “завоевателя” Севильи, вечно пьяного генерала Кейпо де Льяно, а в двух последних – одного из представителей испанской аристократии, поэт рисует обобщенные портреты врагов республики, их моральное ничтожество, физическое вырождение и политическую несостоятельность и приводит читателя к выводу об обреченности не только этих “столпов” франкизма, но и всего франкистского режима.
Однако уже в последний период войны в поэзию Р. Альберти начали проникать пессимистические нотки. Поражение Испанской республики поэт воспринял как непоправимую катастрофу. Несколько лет он прожил изгнанником в Париже, а затем, в годы второй мировой войны, эмигрировал в Аргентину. “Я – Рафаэль Альберти, я вышел в открытый мир, я без родины, я с народом,- писал он позднее об этом этапе своей жизни.- Горько, горько и тяжко в африканских и французских лагерях.
Горько до слез, что европейские демократии предали гордую Испанию, не пожелавшую жить на коленях. Горько уходить все дальше от оставшегося в неволе, пронзенного болью сердца. Многое, многое горько. Тяготы, боль, тоска”.
Эти настроения надломленности, даже безысходности часто прорываются на страницы первых сборников, опубликованных поэтом в изгнании,- “Между гвоздикой и шпагой” (Entre clavel у espada, 1940), “Прибой” (Pleamar, 1944) и др.
Лишь победоносное завершение Великой Отечественной войны России и развернувшееся в послевоенные годы движение сторонников мира помогли поэту выйти из этого кризиса. В конце 40-х годов Альберти возвращается к активной общественной деятельности, участвует в движении сторонников мира, становится одним из лидеров испанской антифашистской эмиграции.
Первое свидетельство преодоления поэтом тяжелого кризиса – сборник “Коплы Хуана Пекаря” (Coplas dc Juan Panadero, 1949; с дополнениями – 1953 г.). В предисловии к нему Альберти приписывал публикуемые стихотворения некоему народному поэту, скрывающемуся якобы под псевдонимом Хуана Пекаря. Конечно, авторство Альберти ни у кого не вызывало сомнений, но появление этого “двойника” поэта было оправдано.
Обращение к народу он пожелал облечь в народную же форму и вложить его в уста народного поэта. Цель была достигнута: в сборнике подлинная народность сочетается с высокой поэтической культурой профессионального поэта.
Последующие годы – это годы активной общественной деятельности испанского поэта-изгнанника. Рафаэль Альберти – член Всемирного Совета мира, неизменный участник всех конгрессов сторонников мира. За большой вклад в борьбу народов за мир в 1965 г. Альберти был удостоен высокой награды – Международной Ленинской премии “За укрепление мира между народами”.
В эти же годы им опубликован почти десяток поэтических книг. Среди них сборники “К живописи” (А 1а pintura, 1945-1967), “Возвращение живого прошлого” (Re-tornos de lo vivo lejano, 1948 – 1956), “Баллады и песни реки Парана” (Baladas у canciones del rio Parana, 1953 – 1954), “Весна народов” (La primavera de los pueblos, 1956-1957), “Стихи с посвящением” (Poemas con nombre, 1965-1966) и другие, а также пьесы, великолепная книга воспоминаний, текст кантаты для хора с оркестром и многое другое.
Все эти книги – очень разные: Альберти вообще принадлежит к числу поэтов, которые в каждом своем произведении как бы заново открывают для себя мир, и каждый раз они не только обнаруживают какие-то еще не замеченные никем грани реальности, но и находят свежие, неожиданные ракурсы и приемы изображения. Поэтическое мастерство Альберти достигло поры зрелости.
Это проявляется прежде всего в расширении поэтических горизонтов художника. Конечно, по-прежнему в центре лирических раздумий поэта – родина. Трагедия Испании иногда заслоняла, но никогда не заглушала личной беды поэта; горек хлеб чужбины (Альберти вернулся в Испанию лишь в конце 1975 г., пробыв в изгнании более 36 лет). Отсюда – постоянное возвращение памяти к прошлому, вечно живому (“Возвращение живого прошлого”); отсюда же и характерные для послевоенной поэзии Альберти частые обращения к многочисленным друзьям и соратникам (“Стихи с посвящением”).
Та же настроенность продиктовала ему слова благодарности и восхищения подвигом советского народа, народов Европы, сбросивших фашистское иго (“Весна народов”), слова признательности и любви, адресованные братьям по крови, – латиноамериканцам, давшим приют поэту и его соотечественникам.
Через многие послевоенные циклы стихов проходит тема искусства (“К живописи”, “Сценические стихи” и др.). Эта тема, давно волновавшая Альберти, здесь получает особый смысл: во-первых, потому, что отгремевшая война показала, какую угрозу тысячелетней культуре нес с собой фашизм, а во-вторых, и потому, что Альберти ощущает органическую потребность осмыслить свой собственный поэтический микрокосм как часть всечеловеческого макрокосма, как каплю, в которой отражается океан.
И наконец, по-новому зазвучала интимная лирика поэта. Быть может, нигде не было столь очевидным движение поэзии Альберти к высотам мастерства, как в любовной лирике. Тончайший, изысканнейший певец любви, каким начинал свой путь в искусстве андалузский поэт, теперь в пору творческой зрелости возвращается к тем же темам, возвращается обогащенный не только жизненным опытом, но и умением воплотить свои чувства в предельно точных, ярких и лаконичных поэтических образах.
Один из крупнейших поэтов современности, Рафаэль Альберти своим творчеством сделал заметный вклад в искусство социалистического реализма, поставленное на службу миру и прогрессу.