Аксаков К. С. биография

АКСАКОВ, КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ (1817-1860), русский публицист, критик, поэт, историк, языковед, один из идеологов славянофильства. Сын С. Т. Аксакова, брат И. С. Аксакова. Родился 29 марта (10 апреля) 1817 в с. Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губ. Детские годы провел в отцовских имениях (в т. ч. в с. Надежино).

С 1826 жил в Москве, в 1832-1935 учился на словесном отделении Московского университета (готовился к нему в пансионате М. П. Погодина). Входил в кружок Н. В. Станкевича; в московских салонах сблизился с Н. В. Гоголем, М. С. Щепкиным, А. С. Хомяковым.

/> Образ патриархальной, “общинной” Руси, сакральный характер исторического бытия России и Москва как ее символ отразились в статье Аксакова Семисотлетие Москвы (1846), стихотворении Москве, драме Освобождение Москвы в 1612, (1848; запрещена после первой постановки Малым театром 14 декабря 1850). Выступал в Московском литературном и ученом сборнике (1846-1847), Московском сборнике (1852), в журналах “Москвитянин” (привлечен как поэт В. Г. Белинским), “Русская беседа”. С 1857 негласный редактор газеты “Молва”, не раз эпатировавший своими выступлениями в ней московскую дворянскую публику (в т. ч. статьей Публика
– народ. Опыт синонимов, где Аксаков так отозвался о полуобразованном, по его мнению, дворянстве: “В публике грязь в золоте, в народе золото в грязи”).

Автор двух повестей в русле поэтики Э. Т. А. Гофмана (в т. ч. Вальтер Эйзенберг. (Жизнь в мечте), Краткого исторического очерка земских соборов, статей о русских былинах, Мертвых душах Н. В. Гоголя, произведениях И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского и др. (при этом выступал против “петербургской литературы” и особенно натуральной школы, назвав ее “раздольем посредственности”).
Из поэтических произведений Аксакова, культивирующих устойчивые романтические мотивы “природы” и “святой поэзии”, широкую известность приобрело стихотворение Мой Марихен так уж мал, текст которого (с изменениями) положен на музыку П. И. Чайковским (Детская песенка. Мой Лизочек). Известны переводы Аксакова (в т. ч. из И. В. Гете, Ф. Шиллера, А. Мицкевича), несколько драматургических опытов (в т. ч. пародия Олег под Константинополем, 1834-1839, отд. изд.

1858), публицистические обзоры русской литературы, в т. ч. современной, а также статьи О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности (1852), Еще несколько слов о русском воззрении (1856), записка царю Александру II О внутреннем состоянии России (1855, опубл. 1881), труды по русской грамматике.
Основной вклад Аксакова в славянофильское учение – его общественно-политическая теория и система эстетических взглядов. Общественно-исторические воззрения вполне определенно сформулированы в 1848 в статье Голос из Москвы, написанной под впечатлением революционных событий в Европе. Осуждая революцию и признавая ее “совершенную чуждость” России, Аксаков видел в европейских бурях следствие своего рода политизации общественной жизни Запада, “обоготворения правительства”, концентрации общественных интересов и внимания преимущественно на сфере политики и власти.

Православная же Россия, доказывал Аксаков, никогда не обоготворяла правительство и даже смотрела на политическую власть как на “дело второстепенное”. Политические и государственные отношения вообще, по Аксакову, имеют для русского народа второстепенное значение, так как в силу исторической традиции и особенностей национального характера его подлинные интересы лежат всецело в области духовно-религиозной. Этой “негосударственности” народа может гармонично соответствовать только одна форма власти – православная самодержавная монархия.

Соответствующие идеи Аксаков развивал в адресованной Александру II записке О внутреннем состоянии России (1855). Отстаивая идеал монархической государственности, Аксаков в то же время резко критиковал общественно-политическую ситуацию в самодержавной России, писал о “внутренних язвах” российской жизни – крепостном праве и коррупции чиновников, осуждал “иго государства над землею”, начало которому было положено, по его мнению, при Петре I.
Обосновывая свое понимание своеобразия русской истории, Аксаков обращался к исследованию литературно-исторических памятников, национального фольклора, высказывал идею об отсутствии у древних славян развитого родового строя и решающей роли в их жизни семейно-общинных отношений, писал о преимущественно мирном развитии русской государственности, критиковал петровские реформы за то, что они прервали органическое развитие русского общества и нарушили вековую традицию взаимоотношений земли (народа) и власти (государства). Важный элемент славянофильского учения – концепция “земли” и “государства” играла существенную роль в славянофильской критике Запада, служила обоснованием особого исторического пути русского народа, предпочитающего, по Аксакову, “путь внутренней правды” (христианско-нравственное устройство общественной жизни, воплощенное в крестьянской общине) – “внешней правде” (политическо-правовая организация общества западного типа). Аксаков был активным сторонником отмены крепостного права и стремился вывести необходимость реформы из общих принципов своей теории.

Так, с концепцией “негосударственности” связана его идея неотъемлемых, суверенных народных прав (слова, мнения, печати), которые он считал правами неполитическими и соответственно не подлежащими юрисдикции государства: “Государству – неограниченное право действия и закона, земле – полное право мнения и слова”. В будущем гражданском устройстве России, считал Аксаков, формой сотрудничества государства и народа должны стать земские соборы, на которых будут представлены все сословия. В то же время возможность конституционных ограничений самодержавия им решительно отвергалась: конституция – “осуществленная ложь и лицемерие”, республика – “самая вредная правительственная форма”.

Существенная часть творческого наследия Аксакова посвящена русской литературе. Отвергая в равной мере и концепцию “чистого искусства”, и “натурализм” (натуральную школу), он признавал “народность” основным критерием оценки художественного творчества. Аксаков надеялся, что современная литература, пришедшая на смену традиционному народному творчеству, в конце концов уступит место новому “синтетическому” искусству.

В знаменитой гоголевской поэме он увидел прообраз такого искусства, настаивая на том, что “эпическое содержание равно пронизывает и Мертвые души, и древние поэмы Гомера. Умер Аксаков на острове Занте (Греция) 7 (19) декабря 1860.

Константин Сергеевич Аксаков родился 29 марта (10 апреля) 1817 года, в селе Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Старший сын Сергея Тимофеевича и Ольги Семеновны, урожденной Заплатиной. Аксаков рос под влиянием пылкой, прямодушной, страстно любившей все родное матери и добродушного, увлекающегося отца.

Мать Аксакова была исполнена самых героических и патриотических стремлений, которые внушала своим сыновьям с детства. Таким образом, он совмещал в себе, по мнению брата Ивана Сергеевича, “с нравственными свойствами матери эстетический вкус и любовь к литературе своего отца”. В четыре года Константин выучился у матери читать, и первой его книгой для чтения была “История Трои”. К своим родителям он сохранил исключительную привязанность до конца их жизни.

Читал в детстве Аксаков очень много, и этим чтением являлись все произведения тогдашней классической литературы, начиная с Хераскова, Княжнина, Ломоносова. Воспитываясь до пятнадцати лет дома (до девяти лет он прожил в деревне, а с 1826 года поселился вместе с отцом в Москве и жил в ней безвыездно в течение почти всей своей жизни), он учился у Венелина латинскому языку, у Долгомостьева греческому, у Фролова географии.
Особенно любил Аксаков чтение русской истории и в своих играх изображал из нее, вместе с братьями и сестрами, разные эпизоды в лицах. С двенадцати лет в нем сказалось литературное дарование: в свои исторические игры он то вставлял стихи своего сочинения, то, увлекаясь чтением рыцарских романов и учредив дружину из воинов, знакомых мальчиков, читал им повести своего сочинения о приключениях “дружины молодых людей, любивших древнее русское вооружение”.
Мальчик-энтузиаст, оставшийся таким на всю жизнь, исполненный горячей любви к России, русскому народу и Москве, быстро рос в мире литературы и искусства, удивляя всех своей даровитостью. В 1832 году, в возрасте пятнадцати лет, он поступил на словесный факультет Московского университета, который переживал тогда знаменательное время, находясь на рубеже совершенно новой эпохи, резкой перемены в профессуре и студенчестве. Целый ряд молодых профессоров – Павлов, Надеждин, Шевырев, Погодин – внесли новый дух в университетское преподавание.

С другой стороны, среди студентов начали образовываться кружки, занимавшиеся выяснением вопросов нравственных, философских, политико-исторических.
Во время пребывания Аксакова в университете (1832-1835) образовались два кружка, в состав которых входили: Станкевич, поэты Сатин, Красов и Клюшников, Кетчер, Белинский, сам Аксаков и другие – словом, почти все члены через некоторое время сплотившегося воедино кружка, известного в истории новейшей литературы под именем “кружка Станкевича”. В середине и конце 30-х годов к этому кружку, прямо или косвенно, примыкали: Грановский, Тургенев, Кольцов, Василий Боткин, Катков и другие. В 1833 -1840 годах Аксаков находился под влиянием Станкевича и Белинского и предавался изучению немецкой философии вообще и Гегеля в частности, о чем он подробно рассказывает в своих “Университетских воспоминаниях”.
Увлечение учением Гегеля сказалось даже в его магистерской диссертации о Ломоносове, появившейся в 1846 году. После смерти Станкевича и до отъезда Белинского в Петербург Аксаков сблизился с Хомяковым, Киреевскими, Самариным. С Белинским же, изменившим правому гегельянству и начавшим проповедовать противоположные воззрения, он обменялся несколькими письмами и они навеки прекратили отношения (письма Белинского к Аксакову напечатаны в “Руси” 1881 года).
Вообще жизнь Аксакова не богата внешними событиями, и после разрыва с Белинским проходит довольно однообразно до самой смерти главы славянофильства. Поэтому дальнейшая биография, а, пожалуй, и вся биография его, есть, главным образом, история хода его литературного развития, история его ученых и литературных работ.
Поселившись в Москве, Аксаков только в 1838 году ездил за границу, откуда вернулся через пять месяцев. Литературную деятельность свою, как выше замечено, он начал стихами. Первым печатным произведением были стихи, читанные на торжественном университетском акте в 1835 году только что окончившим курс 18-летним кандидатом. Вслед за тем он принимал довольно деятельное участие (иногда под псевдонимом К. Эврипидина) в тех журналах, с которыми сотрудничал Белинский – “Телескопе”, “Молве” и “Московском Наблюдателе”.

Аксаков помещал здесь небольшие рецензии, а также стихи, по преимуществу из Шиллера и Гете. Позднее, не оставляя стихотворства, он стал помещать стихи в “Московском Сборнике”, “Русской Беседе” и “Молве”.
После смерти его много стихотворений напечатано в “Дне”, “Руси” и “Русском Архиве”. В начале тридцатых годов Аксаков написал драматическую шутку в стихах, в 3-х действиях, с эпилогом: “Олег под Константинополем!” (напечатана она была в 1858 году). Эта шутка явилась пародией на так называемое скептическое направление в русской историографии, представителем которого был профессор Каченовский.
В 1842 году Аксаков выступил на критическое поприще статьей, напечатанной отдельной брошюрой: “Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души” и в “Москвитянине” того же года ответил на разбор этой брошюры, сделанный Белинским. Затем три критические статьи Аксакова по литературе, с подписью Имрек, появились в “Московском Сборнике” 1846 года (о сборнике Соллогуба “Вчера и сегодня”, о книге Никитенко “Опыт истории русской литературы”, о “Петербургском сборнике” Некрасова).
В “Русской Беседе”, начавшей выходить с 1856 года, Аксаков был одним из наиболее деятельных сотрудников, а в 1857 году редактировал еженедельную газету “Молва”, где поместил много мелких статей. В 1847 году он защитил диссертацию под заглавием: “Ломоносов в истории русской литературы и русского языка”, представленную для получения степени магистра русской словесности. К пятидесятым годам относятся наиболее важные и существенные работы Аксакова, исторические и филологические, в которых его взгляды достигли своего полного развития.
Эти работы вошли в состав неоконченного полного собрания его сочинений. Первый том появился в 1861 году, второй – в 1875 и, наконец, третий в 1880. Первый том состоит из 27-ми статей по русской истории, из которых большинство при жизни автора не были напечатаны.

В числе исторических статей особенно выдаются рецензии на І, VI, VII и VIII тома “Истории России” Соловьева, “О древнем быте славян вообще и русских в частности”, “Краткий исторический очерк земских соборов”, “О состоянии крестьян в древней России”, “По поводу Белевской Вивлиофики, изданной Н. А. Елагиным”. В этих статьях Аксаков развивал свои оригинальные воззрения, что склад первоначальной русской жизни не родовой, а общинно-вечевой, что русское государство образовалось не завоеванием, как на Западе, а добровольным призванием власти, и что русский народ резко отделял понятие земли от понятия о государстве, прибегая к последнему только для сохранения первой. Русский народ, по мнению Аксакова, шел путем внутренней правды и поэтому древнерусская жизнь, в нравственном смысле, достигала высокого совершенства.

Аксаков умер от чахотки на острове Занте (Греция), куда приехал в сопровождении брата, Ивана Сергеевича, в декабре 1860 года.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Аксаков К. С. биография