Агрессивные дети

Агрессия – это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе,..
наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания., состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).
Практически в каждом классе есть минимум один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на одноклассников, бьет их, обзывает, отнимает чужие вещи. Конечно, родителям

других детей и педагогам трудно и даже невозможно понять его и принять таким, какой он есть.
В большинстве случаев агрессивный ребенок не признает, что он агрессивен. Наоборот, зачастую такой ребенок считает, что не он, а все вокруг агрессивны. Такие Дети не всегда могут адекватно оценить ни свое состояние, ни состояние окружающих.
Самым важным фактором, влияющим на формирование агрессивного поведения у детей, является способ наказания, который применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка. Агрессивные дети вырастают, как правило, в тех семьях, где наказания слишком строги, а также, как
ни странно, у слишком мягких родителей.
Агрессивный ребенок, возможно, больше других детей нуждается в помощи, ведь его агрессия – это отчаянная попытка завоевать “место под солнцем”. Так он показывает свой страх, обиду, несогласие. Он просто не знает других способов проявить и защитить себя.

Такие дети часто чувствуют себя никому не нужными изгоями. Сверстники избегают агрессивного ребенка, а взрослые нередко наказывают, даже не пытаясь понять причину его поведения.
Существует восемь критериев агрессивности, и если в течении 6 месяцев в поведении ребенка регулярно проявляются четыре и более из этих признаков, ребенка действительно можно назвать агрессивным:
Часто теряет контроль над собой;
Часто отказывается выполнять правила;
Часто винит других в своих ошибках;
Часто сердится и отказывается выполнить предложенное задание;
Часто специально раздражает людей;
Часто спорит, ругается со взрослыми;
Часто завистлив, мстителен;
Часто чувствителен и раздражителен.
Также для выявления агрессивности у ребенка можно использовать специальную анкету (авторы Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.).
Критерии агрессивности у ребенка
Временами кажется, что в него вселился злой дух.
Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
Он не прочь подразнить животных.
Переспорить его трудно.
Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
Часто не по возрасту ворчлив.
Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
Легко ссорится, вступает в драку.
Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
У него нередки приступы мрачной раздражительности.
Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность – 15-20 баллов.
Средняя агрессивность – 7-14 баллов.
Низкая агрессивность – 1-6 баллов.
Как же помочь агрессивному ребенку?
Чтобы ребенок мог справляться со своими эмоциями, надо научить его осознавать свои чувства и выражать их. Принимайте как позитивные, так и негативные чувства ребенка, называйте их: “Я понимаю, что ты обижен (сердит, рад, счастлив, огорчен и т. п.). Конечно, то, что произошло (и здесь нужно описать событие, которое вызвало у ребенка данное чувство), может вызвать обиду (злость, радость, гордость, огорчение и т. п.)
Если ребенок затрудняется в назывании чувств, можно пользоваться плакатами и таблицами с изображением людей, которые демонстрируют различные эмоции. Еще один способ научить ребенка распознавать эмоции – рисование. Хорошо рисовать с ребенком на темы: “Когда я счастлив”, “Когда я сержусь”, “Грусть” и т. д.
Обращайте внимание ребенка на те чувства, которые испытываете вы сами, чтобы он видел, что в жизни каждого человека присутствует весь спектр чувств. Также вы можете обсуждать с ребенком эмоции и чувства героев книг, фильмов.
Научите ребенка сопереживать. Сопереживание – это способность понимать состояние другого человека. Можно поиграть в игру, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других. Для этого предложите разыграть ситуации из известных сказок, при этом ребенок должен поочередно побывать на месте каждого персонажа.

И обязательно обсуждайте: Какие эмоции испытывали персонажи? Как они их выражали? Что еще они могли бы сделать?
Учите своих детей распознавать разницу между чувствами и поступками. Когда взрослый говорит “Не надо обижаться, сердиться и пр.”, тем самым он сообщает ребенку, что тот испытывает неправильное чувство. Но нет чувств “правильных” и “неправильных”, “хороших” и “плохих”. А вот форма выражения чувств может быть неприемлемой и даже опасной как для самого ребенка, так и для окружающих.

Если ребенок поймет, что имеет право на любые чувства, но не на любые действия, ему будет легче научиться управлять собой.
Когда ребенок делится с вами своими чувствами, не осуждайте и не оценивайте его, а просто выслушайте и постарайтесь понять. И только потом предложите помощь, варианты выхода из сложившейся ситуации. Если таких вариантов несколько, то вместе с ребенком проговорите исход каждого из них, чтобы выбрать наиболее эффективный.
Научите своего ребенка тем способам выражения агрессии, которые допускаются обществом.
Вот несколько способов безопасно выплеснуть свой гнев:
Написать на листе бумаги те слова, которые хочется выкрикнуть, а затем выбросить (сжечь, закопать) этот лист;
Поколотить подушку или что-то мягкое;
Побегать или попрыгать;
Комкать и рвать газеты;
Нарисовать обидчика так, как захочет ребенок – смешным, нелепым, маленьким, испуганным и т. п.
Бить боксерскую грушу;
Стучать надувным молотком или дубинкой;
Поиграть в “землетрясение” (кубики), “крушение поездов”;
Водой из водного пистолета сбивать плавающие в ванной игрушки;
Надуть своей злостью воздушный шар.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Агрессивные дети