А в это время у соседей
Пока словесники ломают копья по поводу итоговой аттестации по литературе, в их экзаменационной битве, судя по всему, открывается “второй фронт”. Непонятно только, по какую сторону этого фронта оказывается учитель…
Речь об экзамене по русскому языку в 9-м классе. ЕГЭ по русскому школой уже в общем и целом “переварен”, сложились определенные технологии подготовки к нему, ясны плюсы и минусы этой формы – а вот то, что происходит сейчас в 9-м классе, еще настолько непривычно, что требует специального осмысления. К обсуждению новой
При чем тут “Литература”?
Работать мы начали после специального письма В. А. Болотова, которое редакция получила в середине февраля. В нем руководитель Рособрнадзора просил нас помочь с организацией независимой (и, как водится, срочной) экспертизы материалов экзамена. Сообщество словесников, сложившееся вокруг нашей газеты, оказалось настолько профессиональным, мобильным и серьезным, что такую просьбу обратили именно к нам.
Более того, на заседании в Рособрнадзоре В. А. Болотов специально
Так или иначе, но мы получили для экспертизы новую версию КИМов по русскому языку для 9-го класса (а заодно и старую, 2007 года – для сравнения) и активно принялись за дело. За неделю работы нам удалось собрать и передать в Рособрнадзор более 20 отзывов из Оренбурга, Омска, Москвы, Новосибирска, Сочи, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода (спасибо за помощь и коллегам из газеты “Русский язык”). Вкупе с рецензиями, полученными по официальным каналам Рособрнадзора, они составили серьезную пачку документов, с которыми разработчикам КИМов предстоит еще серьезно работать.
Такая активность наших авторов объясняется, в частности, тем, что разнесенные сейчас на государственном уровне предметы “Русский язык” и “Литература” в школе замыкаются на Одного и того же человека – учителя-словесника. Идя на урок, русского ли, литературы ли, он заботится об Одном и том же : чтобы ученики могли Понимать чужой текст и выражать это свое понимание в своем тексте, оформленном связно, логично, доказательно и грамотно. Можно придумать множество различных формулировок для “целей и задач” преподавания филологических дисциплин в школе, но основа их останется все той же.
И учитель это понимает.
Кроме того, именно учитель литературы, работающий на уроках с классическими произведениями и имеющий в своем арсенале целый ряд приемов их анализа и интерпретации, лучше, чем кто бы то ни было, сможет оценить характер и качество заданий, предлагаемых к тексту “чистыми русистами”. Тут сработает еще и знание того, что доступно ученику средних классов в общении с литературными (не придуманными специально для экзамена, не выхолощенными, а реальными) текстами, чего стоит от него ожидать и требовать.
Иными словами, это наша тема.
История вопроса
В чем, собственно, эта тема заключается? В течение последних полутора десятков лет девятиклассники писали Изложение с элементами сочинения. Несколько лет назад, параллельно с ЕГЭ в 11-м классе, стала апробироваться Другая форма экзаменов, пригодная для независимой оценки качества знаний.
Как указывают в специальном инструктивном письме председатель федеральной предметной комиссии по русскому языку И. П. Цыбулько и руководитель предметной группы по русскому языку в 9-м классе Л. С. Степанова, необходимость этой формы продиктована переходом школьного образования от “знаниевой парадигмы” к “компетентностной”.
“Введение в качестве цели обучения понятия компетенция, выделение ведущих для родного языка видов компетенции (коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой) – попытка реализовать деятельностный подход в обучении родному языку, ориентированному на развитие всех сфер личности школьника, а также важнейшей для человека Способности и готовности к дальнейшему саморазвитию.
Современное переосмысление системы целеполагания преподавания русского языка повлекло за собой изменение содержания школьного курса. Органичное единство процесса усвоения основ лингвистики (лингвистическая компетенция) и процесса овладения коммуникативными умениями и навыками (коммуникативная компетенция), обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, составляют ядро обучения родному языку. А формирование лингвистической и коммуникативной компетенций становится не только важнейшими, но и паритетными целями преподавания русского родного языка в школе.
В этом смысле завершение 9-го класса для школьника можно рассматривать как определенный рубеж в изучении курса русского языка. Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть учащиеся к этому моменту, зафиксирован в нормативных документах