А. С. Пушкин. Капитанская дочка. Перескажите кратко события экспозиции по­вести

Объясните причины, по которым повесть по­лучила свое название.

Повесть получила название “Капитан­ская дочка” потому, что все самые яркие события жизни героя – рассказчика Пет­ра Гринева – были связаны с его любовью к Маше Мироновой – дочке капитана, ге­ройски погибшего во время пугачевского восстания.

Перескажите кратко события экспозиции по­вести.

Предлагаем один из вариантов переска­за, в который войдет содержание первых глав.

“Петруша Гринев достиг шестнадцати лет и отец решил отправить его на

служ­бу. При этом он убежден, что службу нуж­но начинать не в столице, а в более труд­ных условиях, и отправляет сына в Орен­бург.

По дороге Петр сразу же сталкивается с реальными трудностями. Это и проиг­рыш большой суммы Зурину, и буран в степи, и разочарование при виде места своей службы – Белогорской крепости”.

Так перед читателем выстроились все обстоятельства повести: и ее герои и все те условия, в которых уже начали разверты­ваться события.

Охарактеризуйте наиболее напряженные мо­менты повести. В какой сюжетной линии больше таких моментов?

Сюжетная линия, которая повествует о взаимоотношениях

Гринева и Пугачева, все же менее напряженна и драматична, чем линия, которая связывает Гринева и Машу Миронову. Именно в этой любовной истории мы видим самые напряженные и драматичные моменты.

Какие приметы исторической повести видите вы в композиции этого произведения?

Повесть Пушкина является историче­ской, поскольку несет в себе все признаки этого жанра: в ней участвуют подлинные исторические герои, в ней описаны конк­ретные и реально происходившие истори­ческие события, в ней даже вымышлен­ные герои и обстоятельства полностью подчинены условиям и требованиям эпо­хи. Элементы композиции отражают силу и яркость реальных событий.

Объясните смысл эпиграфа к любой из глав повести.

Можно выписать все эпиграфы повести, начиная с того, который предваряет всю повесть: “Береги честь смолоду”. Выпи­сывая (или читая вслух) эпиграфы, мы убеждаемся, что некоторые главы предва­ряют даже два эпиграфа. Таковы главы III и V. Если внимательно перечитать эти эпиграфы, то станет очевидным, что они взяты или из произведений устного на­родного творчества, или из произведений русских писателей XVIII века.

Это произ­ведения В. Я. Княжнина (три эпиграфа), М. М. Хераскова (два эпиграфа), Д. И. Фон­визина, А. П. Сумарокова.

См. ответ на вопрос 4 к главе I.

В какой из глав, как вам показалось при чте­нии, звучит более всего пословиц и поговорок? Проанализируйте их роль.

Практически в каждой из глав повести есть пословицы. Можно остановиться на пословице, которая является эпиграфом последней XIV главы. Афоризм “Мирская молва – морская волна” говорит и об об­ширности и о непостоянстве суждений ок­ружающих людей по любому вопросу. При этом каждому, кто начинает раз­мышлять на эту тему, очевидно обилие всевозможных и часто противоречивых суждений.

Автор “Капитанской дочки” – оптимист. В том частном случае, который он описал, людская молва не уничтожила чести героя. Правда и справедливость вос­торжествовали, хотя об этом и не говорит, и это нам не подсказывает эпиграф.

Мы можем также проследить и за ролью пословиц в речи героев повести. Они, например, очень украшают речь Са­вельича, заметны в живой и яркой речи Василисы Егоровны.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

А. С. Пушкин. Капитанская дочка. Перескажите кратко события экспозиции по­вести