А. С. Пушкин. “Капитанская дочка”, глава “Вожатый”. 9-й класс

9 класс.

Цели урока:. Организовать чтение текста произведения в ключе жанра романа. Выделить основные эпизоды II главы и рассмотреть их как факты внешней и внутренней биографии героя.

Выделить христианскую основу в отношениях Гринева и Пугачева.

Домашнее задание предыдущего урока. Прочитать II главу, выделить основные эпизоды, определить символический смысл начала главы, эпиграфа, образа бурана.

Методика урока. Аналитическая беседа. Формы: коллективная, частично групповая.

Технологии: сотрудничества “педагог – учитель”.

Ход

урока

В начале урока ученикам предлагается вспомнить выводы по работе над текстом I главы, особенности жанра романа. Ученики отвечают, что на первый план выдвигается человеческая личность, сюжетные события определяют дальнейшую судьбу героя. Главный герой романа Петр Гринев предстает в I-ой главе как человек чести.

На доске и в тетрадях записываются слова О. Э. Мандельштама “Мера романа – человеческая биография”.

Работу над текстом II главы начинаем с обращения к смыслу названия главы, смыслу эпиграфа. Ученики выясняют прямые значения слов вожатый – проводник, указчик дороги.

Эпиграф обращен к судьбе молодого человека, которого на жизненном пути ждут испытания.

Затем начинается беседа по вопросам к тексту II главы, прочитанной учащимися дома.

1.Какой момент в жизни героя (Гринева) предстает во второй главе?
2.Герой находится в пути к месту службы. Что такое путь для героя романа?
3.Путь связан не только с внешним перемещением, но и с внутренними решениями, переживаниями, на нем могут быть и непоследовательность действий, и ошибки.
4.Что значит для Петра Гринева вступление в жизнь?
5.Это испытание, столкновение со сложностью бытия.
6.Имеет ли образ бурана в романе символический смысл?
Буран – природная стихия, человек над ней не властен; стихия несет человеку смертельную опасность. Именно посреди этой стихии происходит встреча Гринева с вожатым, который спасает Петра от гибели. Гринев столкнется затем с бунтом, исторической стихией, где спасет его милосердие Пугачева, стихия жизни может быть побеждена добрым отношением людей друг к другу.

Можно ли рассматривать столкновение со слепой стихией как испытание героя?

Да, в этом испытании все герои ведут себя достойно.

– Что привлекло Гринева в вожатом?
– А вам симпатичен этот герой?
Умный, смешливый, осознающий свою грешность, способный ценить справедливость и добро, вожатый у всех вызывает симпатию.

– Какую роль играет сон?
Это пророческий сон. Петруше Гриневу привиделось все его будущее. Сон возвращает читателя в мир души главного героя, в мир ощущений, необъяснимых предчувствий.

– Какие отношения побеждают в ссоре, а какие в примирении Гринева и Савельича?
Бильярдный Дом Гринева обозначает границу детской игры и взрослой самостоятельности. В их соре на первом плане – внешняя социальная роль: Гринев – господин, Савельич – слуга. Но это происходит лишь на словах, они связаны дружеской сердечностью, любовью, что и приводит к примирению. Раскаяние Гринева есть его настоящий взрослый поступок.

Это, на первый взгляд, незначительное событие (размолвка и примирение героев) открывает общую художественную ситуацию романа, в котором жестокость войны – это доведенная до предела сословная рознь, но в мире романа обнаруживается более глубокие – человеческие – отношения, они заставляют героев быть милосердными вопреки логики раздора, сословных противоречий, ощущать себя братьями.

– Как выражает чувство благодарности вожатому Петруша Гринев?
Дарит заячий тулупчик. На первый взгляд Гринев поступает против правил, закона поведения дворянина в отношениях с мужиком, он проявляет себя излишне щедрым, человечным. Его дворянская милость и есть милосердие.

Помня его добро, Пугачев ответит тоже добром.

– Можно ли считать, что Гринев не нарушил законов чести?
Да, он поступил как человек чести.

– Как Петр Гринев воспринимает известие о своем назначении в Белогорскую крепость?
– Что происходит в его душе?
Он огорчен, но чувство долга не дает воли возмущению или досаде, он повинуется приказу, хотя и с неохотой. То, что Гринев принимает приказ как должное, говорит о его мужестве и благородстве души. Хотя он и лукавит, объясняя Андрею Карловичу, что “держать в ежовых рукавицах” значит ласковое обращение.

Но в этом проявляется прямота и бесхитростность Гринева-рассказчика: он не выставляет себя лучше, чем он был.

Обобщение.

Как вы понимаете смысл названия главы после размышления над текстом на уроке?

Пугачев станет особенным человеком в жизни Петра Гринева. Это их первая встреча. Во всех четырех встречах героев милосердие является нервом их отношений. “Что, брат, прозяб”? – уже в этом обращении брат – от дворянина к мужику – нет сословной субординации, есть сочувствие и уважение к человеку, благодарность к спасителю. Братство людей окажется выше жестокости времени.

Так бытовые события в жизни героев приобретает символический смысл.

Домашнее задание:

Прочитать 3-5 главы романа, определить основные эпизоды; проанализировать, каким предстает в них Петр Гринев.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

А. С. Пушкин. “Капитанская дочка”, глава “Вожатый”. 9-й класс