А. П. Чехов – обличитель мещанства и пошлости



Мещанство и пошлость связаны, паразитируя на человеке, они “взаимно обогащаются”, принимая различные виды и формы. О многоликости этих людских пороков писал А. П. Чехов, борясь с ними своими произведениями.

В рассказе “Палата № 6” выведен врач Андрей Ефимыч Ра-гин – неглупый и неплохой человек, но писатель раскрывает душу этого безразличного ко всему человека, остывшего к своему делу, разрешающего творить несправедливости и беззакония вокруг себя. А ведь когда-то он реально смотрел на вещи. Увидя больницу, “Андрей Ефимыч пришел к заключению, что это учреждение безнравственное и в высшей степени вредное для здоровья жителей. По его мнению, самое умное, что можно было сделать, это – выпустить больных на волю, а больницу закрыть”.

Но, поразмышляв, молодой доктор решил, что “если нечистоту прогнать с одного места, то она перейдет на другое; надо ждать, когда она сама выветрится”.

Приняв больницу, Рагин выполнил лишь формальные меры к ее улучшению, не изменив ничего в корне. Может быть, он “умный и честный, но нет у него достаточного характера”

завести все как положено. Вначале доктор усердно боролся с болезнями, но, так как их “нельзя было искоренить”, Андрей Ефимыч опустил руки и стал ходить в больницу не каждый день”.

Он ушел от активной деятельности в “умственную работу”, много читал, размышлял, но это была чисто теоретическая работа. Она никому не приносила пользы, а лишь отвлекала Рагина от неприятной и нелюбимой должности – главного врача больницы.

Он выработал довольно странную для доктора философию, основанную на религии. В ответ на жалобы больных отвечал: – Болеем, нужду терпим оттого, что господину милосердному плохо молимся. Да! Со временем Рагин сам оказался пациентом своей больницы, но долго не выдержал и умер.

Читая рассказ, приходишь к выводу, что любое дело, которое выполняется без души, формально, может обратиться против самого человека, как вышло с Рагиным. Он лишь в палате для умалишенных, куда его поместили насильно, начал рассуждать здраво и справедливо: “Никуда, никуда нельзя. Слабы мы, дорогой…

Был я равнодушен, бодро и здорово рассуждал, а стоило только жизни грубо прикоснуться ко мне, как я пал духом… прострация… Слабы мы, дрянные мы…”

Рагин хотел отгородиться от неинтересного и грубого мира, а, в сущности, он создал довольно пошлую и мещанскую “философию”. Его не касались беды других людей, он не замечал беззакония, творящегося вокруг него, но над другими людьми. А только реальная жизнь затронула самого Андрея Ефимыча, как он “закричал” от боли и самоуправства невежд. Этот рассказ Чехова навевает страшные мысли, что несправедливость неистребима.

Она лишь может касаться тебя или не затрагивать. Но нельзя прожить жизнь, порхая лишь по ее приятным сторонам. С такой “философией” непременно окажешься в положении доктора Рагина, не обязательно в сумасшедшем доме, нет, но жизнь окончится крахом.

Ибо, посеявший ветер, пожнет бурю. Об этом не следует забывать. Чехов талантливо и ярко доказал это в своем произведении “Палата № 6”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

А. П. Чехов – обличитель мещанства и пошлости