А. П. Чехов – несравненный художник жизни

Сочинение на тему ” детские рассказы Чехова”. Врач по профессии, писатель по призванию, Антон Павлович Чехов (1860-1904) вошел в нашу литературу как “несравненный художник жизни” (Л. Н. Толстой).

За свою недолгую жизнь он подарил читателям много замечательных произведений самых различных жанров: повести и рассказы, драмы и комедии, очерки, фельетоны и путевые записки. Забота о подрастающем поколении, о его воспитании отражена во многих произведениях писателя. Свыше двадцати рассказов о детях написано им. Герои этих произведений –

обычные дети.

Ситуации, лежащие в основе повествования, позволяют писателю не только раскрыть с достаточной полнотой и реальностью характер ребенка, но и показать социальные условия, формирующие этот характер, а следовательно, поставить перед читателем важные педагогические проблемы. Становление характера, приобщение ребенка к сложному, противоречивому миру взрослых прослеживает Чехов в своих произведениях.

Гриша, герой одноименного рассказа, “маленький, пухлый мальчик, родившийся два года и восемь месяцев тому назад”, знал до сих пор только один “четырехугольный мир” своей комнаты. Но

вот на улице он оказывается в новом, неведомом мире. С изумительной чуткостью автор передает восприятие ребенком этого “нового мира”.

Дома он рассказывает “маме, стенам, кровати, где он был и что видел”, “не столько языком, сколько лицом и руками”. Впечатления “собрались в кучу и давят его мозг”. Он возбужден и начинает плакать. А его мать, не понимая состояние ребенка, лечит его касторкой.

Конечно, Гриша еще слишком мал, чтобы можно было проследить становление его характера. Писатель скорее говорит о пробуждении сознания ребенка, с том влиянии, которое оказывает на него окружающая обстановка. Подчеркивает, как важно родителям понимать, что происходит с их детьми, быть внимательными к ним. Вопросы воспитания детей глубоко волновали Чехова.

Во многих рассказах он раскрывает свои воззрения на современное воспитание, порицая родителей, учителей, взрослых людей, безразличных к детям, к их интересам, особенностям психики. Дети у Чехова – выразители высоких принципов морали, человечности, противостоящих установившимся шаблонам житейского поведения, обывательским предрассудкам.

Именно таковы четырехлетняя Нина и ее брат Ваня, мальчик лет шести (“Событие”). Событие же, оставившее глубокий след в их душе, может показаться на первый взгляд незначительным: собака съела новорожденных котят. Для взрослых это забавное происшествие.

Для детей – трагедия. “Наивные” дети оказываются куда более человечными, чем многоопытные взрослые, и родители совершили серьезную ошибку, не придав никакого значения случившемуся. Обычно избегающий прямых авторских высказываний в своих произведениях, Чехов на этот раз посчитал уместным в короткой реплике прокомментировать педагогическую проблему “События”: “…терпение, верность, всепрощение и искренность, какие присущи нашим домашним тварям, действуют на ум ребенка гораздо сильнее и положительнее, чем длинные нотации… или же туманные разглагольствования…”

Бесполезность нотаций и “туманных разглагольствований” раскрыта писателем в рассказе “Дома”. Семилетний Сережа уличен в курении. Его отец-прокурор пытается логическими доводами убедить мальчика, что курить вредно.

Однако он терпит фиаско: сын не воспринимает его речей. По просьбе Сережи отец импровизирует для него незатейливую сказку на сон грядущий. Заканчивает ее он “смешно и наивно”, “от курения царевич заболел чахоткой и умер”.

Эффект сказки превосходит все ожидания. Мальчик обещает отцу: “Не буду больше курить”. Случай этот помог прокурору, а вместе с ним и нам, читателям, многое понять. “Мораль и истина должны подноситься” детям “не в сыром виде, а с примесями…”. У ребенка в голове “свой мирок, и он по-своему знает, что важно и не важно.

Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, недостаточно подтасовываться под его язык, но нужно также уметь и мыслить на его манер…”.

Сам Чехов, изображая мир детей, прекрасно воспроизводил не только внешние черты поведения ребенка, особенности его речи, но и умел “мыслить на его манер”. Может показаться непонятным его признание: “Писать для детей вообще не умею… и так называемой детской литературы не люблю и не признаю”. Дело в том, что под “так называемой детской литературой” Чехов разумел адресованные детям нехудожественные сентиментально-моралистические книжки того времени. Поясняя свою позицию, писатель продолжает: “Надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т. е. из настоящих художественных произведений”, подобно тому как нет надобности “выдумывать для больного какое-то особое лекарство только потому, что он ребенок”, достаточно “уметь выбирать лекарство и дозировать его”.

Девятилетний Ванька Жуков – сирота, отданный в ученье к сапожнику (“Ванька”). Композиционное ядро рассказа – письмо мальчика к дедушке, оставшемуся в родной деревне. Письмо это-крик детской души, мольба о помощи: “Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… увези меня отсюда, а то помру”.

Страшен бесхитростный рассказ Ваньки о своей жизни у сапожника: непосильный труд, жестокие побои, издевательства, вечное недоедание… “Пропащая моя жизнь, – заключает мальчик,- хуже собаки всякой…” Сочинение письма перемежается светлыми воспоминаниями Ваньки о жизни с дедом в деревне. Но и они не смягчают тяжелого впечатления от нынешней судьбы мальчика, а скорее подчеркивают ее безысходность. В этом чужом и враждебном для него мире Ванька одинок и беспомощен.

И его письмо, наивно адресованное “на деревню дедушке”, не облегчит его участь.

В рассказе “Спать хочется” Варька, девочка лет тринадцати, как и Ванька Жуков, находится в услужении у хозяина-сапожника. Невозможно и перечислить все ее обязанности. Она топит печи, ставит самовар, готовит обед и подает его хозяевам, чистит обувь, моет полы, стирает, шьет, бегает в лавку…

А по ночам ей приходится нянчить крикливого хозяйского младенца. Трагический финал рассказа только на первый взгляд кажется неоправданно жестоким. Он объясняется невыносимыми обстоятельствами Варькиной жизни. В один ряд с Ванькой Жуковым и Варькой можно поставить и семилетнего крестьянского мальчика Пашку (“Беглец”).

Правда, ему пока что не пришлось еще испытать тягот жизни “в людях”. Однако и его судьба не представляется радужной. Невежественная мать слишком поздно привела ребенка в больницу, и теперь ему грозит тяжелая операция: ампутация руки.

А без руки какой он работник! Драматическая Концовка рассказа имеет в большей мере психологический, чем социально-обличительный смысл. Столкнувшись впервые в жизни со страданиями тяжело больных людей, увидев смерть человека, ребенок испытывает глубокое потрясение.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

А. П. Чехов – несравненный художник жизни