А. П. Чехов – мастер художественной детали (о своеобразии прозы поэта)
Творческая манера Чехова строится в известной степени на монтажном принципе. Он широко использует смену разных планов: общего, среднего и крупного. (Мы уже говорили, что в XX в. это стало основой кинематографа.) В дочеховской литературе чаще всего можно было встретить чередование общего и среднего планов, а Чехов показал принципиальную важность использования и крупного плана. Поэтому он и детали подает крупно, чтобы они были более заметны.
Детали в творчестве Чехова всегда значимы, они иногда даже превращаются в символ – как шинель у Очумелова
Так обозначаются узловые моменты повествования. В “Учителе словесности” не случайно в одном ряду появляются, казалось бы, совершенно несовместимые понятия,
Вот еще один показательный пример принципиального внимания Чехова к деталям. Обратимся снова к “Ионычу”. Там сказано, что Старцев по вечерам с удовольствием пересчитывает желтые и зеленые ассигнации, а от этих бумажек пахло “духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью”. Какая многозначительная деталь!
Чехов вообще придавал большое значение запахам, используя их в ряде случаев то для характеристики персонажей (в рассказе “Толстый и тонкий”, например, от толстого пахло дорогим вином, а от тонкого не кофе даже, а кофейною гущей), то для выражения авторской иронии (запах жареного лука в начале “Ионыча”).
В повести “Степь” была дана очень выразительная картина: мальчик Егорушка смотрел на кучу денег “безучастно и чувствовал только противный запах гнилых яблок и керосина, шедший от кучи”. Дети у Чехова (и не только у него) часто обладают непосредственным, свежим восприятием жизни. Мальчику явственно слышится противный запах денег.
Конечно, упоминание в “Ионыче” духов, уксуса, ладана, ворвани можно оценить как указание на широкую частную практику доктора Старцева: он, следовательно, бывал у дам, священников, купцов. Но, кроме предметного значения, в этих деталях есть еще более важный смысл.
Существует такое крылатое выражение: деньги не пахнут, каково бы ни было их происхождение. А ведь они пахнут! Это можно сказать в переносном смысле, но у Чехова они пахнут и буквально.
- А. П. Чехов – мастер художественной детали Творческая манера Чехова строится в известной степени на монтажном принципе. Он широко использует смену разных планов: общего, среднего и крупного. В дочеховской литературе чаще всего можно было встретить чередование общего и среднего планов, а Чехов показал принципиальную важность использования и крупного плана. Поэтому он и детали подает крупно, чтобы они были более заметны. Детали в […]...
- План сочинения – Мастерство художественной детали в рассказах Чехова Мастерство художественной детали в рассказах А.П. Чехова I. Вступление Художественная деталь – минимальная образная подробность в художественном произведении. (Подробнее см. Словарик.) II. Главная часть 1. Основным жанром в прозе Чехова был рассказ, то есть малая форма. (Подробнее о жанре рассказа см. Словарик.) Это требовало от писателя исключительной емкости художественной детали. Мастерство Чехова и заключается прежде […]...
- Мастерство художественной детали в рассказах А. П. Чехова “Смерть чиновника” и “Человек в футляре” А. П. Чехов вошел в русскую литературу как мастер короткого рассказа, новеллы-миниатюры. Это ему принадлежит знаменитое высказывание: “Краткость – сестра таланта”. Писатель считал, что одна деталь может рассказать о человеке гораздо больше, чем самый длинный рассказ. Чехов долго писал очерки и фельетоны в юмористических журналах, поэтому там он отточил свое мастерство рассказчика: в небольшой объем […]...
- План сочинения – Мастерство художественной детали в “Мертвых душах” Н. В. Гоголя Мастерство художественной детали в “Мертвых душах” Н.В. Гоголя I. Вступление Художественная деталь – это минимальная выразительная изобразительная подробность. Из деталей складываются образы людей, природы, жизненного уклада и т.п. (Подробнее см. Словарик.) II. Главная часть 1. Основная функция художественных деталей – создавать образ человека и одновременно показывать авторское отношение к тому или иному характеру: а) детали […]...
- Мастерство художественной детали в рассказах И. А. Бунина И. А. Бунин вошел в русскую литературу как писатель-реалист, даже традиционалист. Когда все увлекались новаторством, Бунин оставался верен заветам русской классики. Сам Бунин не любил, когда его относили к какому-либо “лагерю”, потому что его стиль вобрал в себя все лучшее из разных течений. Не стремясь к славе новатора, он открыл для русской литературы новые приемы […]...
- Роль художественной детали (О литературе) Важнейшая задача, которая перед любым писателем, – вызвать у читателя определенное впечатление от каждого образа. И здесь незаменима художественная деталь – та или иная выразительная или изобразительная подробность. В реальной жизни таких подробностей бесконечно много, поэтому перед писателем возникает проблема отбора наиболее характерных, художественно убедительных деталей. Не случайно в образе Элен Курагиной из “Войны и […]...
- Роль художественной детали в рассказах Чехова Практически каждый писатель использует в своем творчестве такой художественный прием, как деталь. Без него просто невозможно более полно передать характеристики человека и его окружения. Роль художественной детали в рассказах Чехова сложно переоценить. Мастерство Антона Чехова в использовании художественной детали В период литературной деятельности Антона Павловича Чехова, обязательным элементом учебы всякого начинающего писателя было освоить способ […]...
- Какова роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова “Ионыч”? Что объединяет рассказы А. П. Чехова “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”? Герои рассказов связаны “скрытой общностью”: Беликов все боится “как бы чего не вышло” и сводит свою жизнь к точному следованию инструкциям, заключая себя в футляр предписанного; Чимша-Гималайский тоже в своеобразном футляре своей узколобой мечты о крыжовнике; боязнь изменений, боязнь любви не позволяют выйти […]...
- ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН” ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН” 1 вариант Художественной деталью называется одно из средств создания художественного образа, которое помогает читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты характера или внешности персонажа, особенности его речи, мимики, одежды. Так или иначе, именно художественная деталь помогает автору расставить […]...
- Сочинение на тему: ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН” А. П. Чехов – мастер маленького рассказа. Один из его рассказов, “Хамелеон”, в юмористической форме повествует о незначительном событии, произошедшем в один из дней в маленьком провинциальном городишке. Само по себе событие было действительно незначительным. Однако персонажи рассказа, характеры которых раскрываются, главным образом, в диалогах, заставляют читателя задуматься, увидеть необыкновенное в обыкновенном. В рассказе нет […]...
- Роль художественной детали в рассказе Чехова “Хамелеон” 1 вариант А. П. Чехова по праву считают мастером художественной детали. Точно и метко подобранная деталь – свидетельство художественного таланта писателя. Яркая Деталь делает фразу более емкой. Огромна роль художественной детали в чеховском юмористическом рассказе “Хамелеон”. Полицейский надзиратель Очумелов, проходящий через базарную площадь вместе с городовым Елдыриным, одет в новую шинель, которая превращается в тексте […]...
- Мастерство художественной детали в романе Толстого “Война и мир” Грандиозное художественное полотно романа-эпопеи “Война и мир” вбирает в себя самые разнообразные художественные приемы и средства, одним из которых является деталь. Мастер психологического анализа, Толстой раскрывает перед читателем “диалектику души” своих героев, фиксируя наше внимание на важнейших моментах с помощью характерных деталей. Психологический портрет у Толстого динамичен, поскольку должен выявить связи внутреннего мира человека и […]...
- Роль художественной детали в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Рисуя в своей поэме “Мертвые души” сатирическую панораму феодально-чиновничьей России, Гоголь широко использует излюбленный им художественный прием – характеристику персонажа через деталь. Рассмотрим, как применяет писатель этот прием, на примере “помещичьих” глав поэмы. Манилов с первого взгляда производит благоприятное впечатление на собеседника – он приветлив, любезен, словоохотлив. Однако после непродолжительного общения с ним становится очевидно, […]...
- И. А. Бунин “Легкое дыхание”: мастерство художественной детали Бунин – писатель-эстет. Как истинный творец, он ценит образ и чувство превыше рационального начала, идеи. Идея невычленима из его произведений: она живет в каждом образе и немыслима без него. Бунин – мастер короткого рассказа. Подлинным шедевром признана его новелла “Легкое дыхание”. Она занимает всего пять страниц, а при чтении ее возникает ощущение совершенства. Уловить, как […]...
- Новелла Г. Косынки “Мать”: психологизм художественной детали Григорий Косынка (настоящая фамилия – Григорий Стрелец) – выдающийся новеллист 20-х годов. Его новеллистические дебюты в 1920-1922 гг. привлекали внимание как писателей, так и литературоведов. Основоположник этого жанра В. Стефаник назовет его своим сыном. Соответственно миропониманию и мироощущению, Косынка не стал послушным иллюстратором выдуманных властью и критикой побед революционных идей в послеоктябрьской Украине. Он реально […]...
- А. П. ЧЕХОВ (1860-1904). ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Отец, дед и предки матери Чехова были крепостными (дед выкупил свою семью). Антон Чехов родился и до 1879 года жил в Таганроге, где отец его держал лавку и занимался торговлей. Разорившись, в 1876 году отец Чехова с семьей переезжает в Москву; после окончания гимназии туда же перебирается молодой Чехов. Он поступает на медицинский факультет университета, […]...
- Новая повествовательная манера А. П. Чехова (о художественном своеобразие прозы поэта) Еще в 1822 г. Пушкин заметил: “Точность и краткость – вот первые достоинства прозы”. Именно на этих принципах строится проза Чехова, который сумел точно и кратко передать правду самой обычной будничной жизни, увидеть, как проявляются трагические ситуации во внешне спокойном течении действительности, в ее мелочах. Повествовательная манера Чехова очень своеобразна. Писатель почти полностью отказывается от […]...
- Характеристика художественной прозы А. П. Чехова разработка лейтмотивной в русской литературе темы “маленького человека” в специфическом ракурсе изображения этого персонажа не только как жертвы социальной несправедливости, но и как тирана, изводящего своих близких, а также как характерного представителя “царства банальности”; обнажение трагизма “мелочей жизней”, демонстрация жестокой правды недостойного человеческого существования и внутреннего неблагополучия личности; осмеяние уродливых общественных и нравственных явлений; изображение […]...
- Чехов – мастер социального типажа Определяющим в лаконичных новеллах-фрагментах А. Чехова является прежде всего их анекдотичность развязок, определенных неординарностью ситуаций. Неуважение человеческого достоинства, достоинства персонажа, который в условиях полицейского бюрократичного режима чинопочитания добровольно унижает себя. Показательной относительно этого есть повествование о смерти чиновника. “Смерть чиновника” А. Чехова – одна из лучших сатирических миниатюр, где банальная ситуация (пугливый чиновник Червяков ненарошно […]...
- Роль художественной детали в книге В. П. Астафьева “Царь-Рыба” Повествование о просторах великой сибирской реки, бескрайней тайге, голубизне и шири поднебесья, “нескончаемо-сти мироздания и прочности жизни”, которая “играет” в малой капле и цветке, что дерзко вышел навстречу холодным ветрам и ждет солнца, буквально переполнено художественными деталями, несущими особую нагрузку. Рассказ о таких чудесах природы не может не увлечь всякого, кому не чужда красота родного […]...
- Развитие художественной прозы в последние десятилетия XIX века Русская проза в последние десятилетия XIX в. переживала трудный и сложный, но не застойный период своего развития. Именно в прозе прежде всего отражалось своеобразие времени с характерными для него социальными контрастами и конфликтами, с противоречиями и идейными спорами. Лучшие деятели русской культуры 70-х гг., как и прежде, искали опору в народе. Но в период убыстренного […]...
- Язык художественной прозы А. П. Платонова Каждый читатель произведений А. Платонова обращает внимание на язык, которым они написаны. Это “неправильный” язык. Причем косноязычны не только персонажи рассказов и повестей, но и авторская речь построена “неправильно”. Платонов постоянно отступает от стилистической или грамматической нормы. Часто рядом оказываются слова, казалось бы, несовместимые по смыслу: “захохотал всем своим редким молчаливым голосом”, “она открыла опавшие […]...
- Реализм и народность художественной прозы Б. Гринченко Дикой, темной силой веет от крестьянской жизни. Казалось бы, что может быть лучше: беленькие хаты, вишневые сады, земля. Но в этих беленьких домам происходит трагедия за трагедией, которые губят семьи. А самое страшное, что невозможно найти выхода из этого положения. Ужасная, но реальная правда жизни народа, которую нельзя спрятать за вишневыми садиками. Поэтому так страдает […]...
- Роль художественной детали в одном из произведений русской литературы XX века. (В. П. Астафьев. “Царь-рыба”.) Повествование о просторах великой сибирской реки, бескрайней тайге, голубизне и шири поднебесья, “нескончаемое™ мироздания и прочности жизни”, которая “играет” в малой капле и цветке, что дерзко вышел навстречу холодным ветрам и ждет солнца, буквально переполнено художественными деталями, несущими особую нагрузку. Рассказ о таких чудесах природы не может не увлечь всякого, кому не чужда красота родного […]...
- Роль художественной детали в романе “Обломов” Обломов Гончаров И. А Роль художественной детали в романе “Обломов” Роман И. А. Гончарова “Обломов” – это роман о движении и покое. Автор, раскрывая суть движения и покоя, использовал множество различных художественных приемов, о которых было и будет сказано немало. Но часто, говоря о приемах, использованных Гончаровым в его произведении, забывают о немаловажном значении деталей. И тем не менее […]...
- Своеобразие прозы А. Чехова (На примере одного из рассказов) Приговор мелким душам (А. Чехов, “Смерть чиновника”) Народу много, а людей немного. Диоген Синопский А. П. Чехов очень разносторонний писатель. Есть у него и пьесы с глубоким философским содержанием, есть лиричные повести, есть и наполненные юмором сценки, рассказы, новеллы. Но все, что им написано, всегда изящно, талантливо. Любой, даже самый известный рассказ, который и в школьной программе, и в университете, казалось бы, […]...
- Новаторство художественной прозы Н. М. Карамзина Писателем-новатором, разрабатывавшим новое в европейской литературе направление, Н. М. Карамзин проявил себя еще в художественно-публицистическом сочинении “Письма русского путешественника”, вставшем вровень с главным произведением английского сентиментализма – романом “Сентиментальное путешествие” Л. Стерна. Непривычным воспитанному на классицизме читателю XVIII в. показалось уже то, что Карамзин всерьез обратился к “низкому” жанру писем, успешно использовав его возможности для […]...
- Характеристика художественной прозы А. П. Чехова сочинение, статья, краткое содержание, анализ, биография, тест, пересказ, литература разработка лейтмотивной в русской литературе темы “маленького человека” в специфическом ракурсе изображения этого персонажа не только как жертвы социальной несправедливости, но и как тирана, изводящего своих близких, а также как характерного представителя “царства банальности”; обнажение трагизма “мелочей жизней”, демонстрация жестокой правды недостойного человеческого существования и внутреннего неблагополучия личности; осмеяние уродливых общественных и нравственных явлений; изображение […]...
- Чехов – ответы на вопросы Какие вам известны псевдонимы, которыми Чехов подписывал свои ранние рассказы? Исследователям известно около пятидесяти псевдонимов А.П. Чехова. Из ранних можно назвать следующие: А. Чехонте, Брат моего брата, Улисс, Рувер. Одна из чеховских юморесок в “Осколках” (1892) подписана словом Грач. У Чехова было много и шуточных псевдонимов: Человек без селезенки, Врач без пациентов, Гайка №6, Акакий […]...
- “Счастье и радость жизни в правде…” А. П. Чехов. (По одному из произведений русской литературы. – А. П. Чехов. “Мужики”.) Жить по правде очень трудно. Особенно если общество, в котором ты живешь, насквозь фальшиво Почти каждое из литературных произведений посвящено борьбе героя за право жить честно, за возможность быть счастливым благодаря той правде, которая соответствует всеобщим нравственным принципам Рассмотрим тему на примере творчества одного из самых “правдивых” писателей – А П. Чехова. Примерно с 1887 […]...
- Художественное своеобразие пейзажа прозы А. П. Чехова В пейзажных зарисовках Чехов также широко использует детали. В этом отношении показательно его скрыто ироническое отношение к роману, который сочиняет Вера Иосифовна в “Ионыче”. В нем были, например, такие строки: “…заходившее солнце освещало своими холодными лучами снежную равнину”. Казалось бы, все слова здесь на месте, все привычно, традиционно. Но тут нет ни одной предметной детали, […]...
- Сочинение на тему: МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПИСАТЕЛЬ – АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПИСАТЕЛЬ – АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ Чем меня влечет чеховский мир? Удивительной естественностью и глубиной. Тонким юмором и мудростью предвидений. Но одна особенность творчества, пожалуй, более других объясняет неослабевающее притяжение к Чехову. В его скромных героях я узнаю себя, свои переживания, нахожу ответы на свои вопросы. Об этом редком даре Чехова проницательно написал Л. […]...
- Сюжет прозы А. П. Чехова В зрелом творчестве Чехова сюжетная острота повествования, неожиданность или парадоксальность концовок отступают на задний план. Трагическая судьба многих его персонажей является следствием не каких-то из ряда вон выходящих событий, а причин будничных, повседневных, обыденных. Они гибнут незаметно, неощутимо даже для них самих, нередко даже не воспринимая ужаса того, что с ними происходит. В этом смысле […]...
- Чехов: творческий процесс Вл. И. Немирович-Данченко, знаменитый режиссер, писал, что у Чехова было много свободного времени, “которое он проводил как-то впустую, скучал”. Труд писателя за столом – это лишь айсберг, вершина того труда, который совершается в душе, в сознании писателя. Многие авторы – и Чехов относился именно к ним – выстраивали все произведение в уме, за столом они […]...
- Роль детали в рассказе Антона Чехова “Хамелеон” Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку. Духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу, обличение пошлости […]...
- Стилистические особенности прозы А. П. Чехова Многие литераторы 80-90-х годов XIX века показывали неодолимо гнетущее влияние среды, их герои уныло повторяли: “Среда заела!” Чехов же сосредоточивает свое внимание на том, как человек противостоит своей среде, как он выбивается из-под гнета раз и навсегда заведенных правил, условностей, привычек; иначе говоря, как он противоборствует укладу жизни. В рассказах, повестях, пьесах Чехова всегда ощутим […]...
- А. П. Чехов и Украина Антон Павлович очень тепло относился к украинскому народу, его культуре, интересовался украинской литературой. В Украине произведения А. П. Чехова стали выходить еще при жизни писателя. В 90-х годах ХІХ века в украинском переводе на страницах западноукраинских изданий были опубликованы рассказы для детей “Спать хочется” ( “Спати хочеться” ), “Злоумышленник” ( “Зловмисник” ), “Ванька” ( “Івасик” […]...
- Художественные детали – определение В способах создания образа и выражения авторского отношения весьма существенную роль играют художественные детали – минимальные художественные подробности, описанные в произведении предметы и явления окружающего мира. Из них складываются пейзажные картины, портрет, изображение привычек и образа жизни героя и т.п. Зачастую деталь обладает и самостоятельным значением, выражая сущность той или иной ситуации, того или иного […]...
- Чехов и украинская литература Чехов знал произведения многих представителей украинской литературы. Еще в детстве он познакомился с пьесой И. П. Котляревского “Москаль-чарівник”. Но особенно высоко Чехов ценил творчество великого сына украинского народа Тараса Шевченко. В 1887 г. И. А. Белоусов, тогда начинающий поэт, прислал Чехову книжечку “Из “Кобзаря” Т. Г. Шевченко и украинские мотивы”, изданную в Москве. Чехов ответил […]...
- Художественное своеобразие прозы Чехова в русской литературе Еще в 1882 г. Пушкин заметил: “Точность и краткость – вот первые достоинства прозы”. На этих принципах строится проза Чехова, который сумел точно и кратко передать правду самой обычной, будничной жизни, увидеть, как проявляются трагические коллизии во внешне спокойном течении действительности, в ее мелочах, как может быть ужасна жизнь внешне вполне благопристойная и мирная, если […]...