А. Л. Барто свой путь в литературе

Агния Львовна Барто начала свой путь, в литературе в 20-е годы. В поэзии А. Барто встает многообразная, полная радостных, а то и грустных настроений, боевая, трепетная, содержательная жизнь растущего человека буквально с момента появления его на свет. Вот стихотворения для самых маленьких: “Машенька”, “Машенька растет”, “Фонарик”, “Игрушки”. Каждая стихотворная “игрушка” Барто (“Зайка”, “Слон”, “Деревянный бычок” и другие), как русские народные песенки-потешки, не только забавляет ребенка, но в то же

время преподает ему первые уроки нравственности.

Растет человек, а дружба его с поэзией Барто не кончается. Переступил он школу – его снова встречают стихи любимой поэтессы – “В школу”, “Сережа учит уроки”, “Лешенька, Лешенька”, “Буква “Р”, “Арифметика”, “Что делать с Алексеем”… Так к каждому новому поколению Барто приходит заново, воспитывая и радуя, отдавая детям свой талант щедро, без остатка.

Раскрыть внутренний мир советского ребенка, отобразить всю его многообразную жизнь, способствовать исправлению дурных черт характера и развивать светлые, гуманные –

вот что отличает поэзию Барто.

Слияние интереса писательского и педагогического позволило поэтессе сделать много открытий в детской поэзии. Барто явилась первооткрывателем неведомого до нее в поэзии для малышей жанра сатирического портрета. До нее считалось, что детям младшего возраста совершенно недоступна сатира, что им годится только юмор с его добродушием и мягкой веселостью. Сатира же с ее сарказмом, насмешкой, острым осмеянием, обличением пороков недоступна ребенку.

Поэзия Барто опровергла это мнение. Поэтесса понимает жизнь, и жизнь детских коллективов в особенности, как столкновение характеров, как борьбу. Конфликты в ее произведениях никогда не бывают надуманными, случайными. Они отражают жизненные коллизии, происходящие изо дня в день в школе, в семье, на улице.

Ее первые сатирические стихотворения для детей – “Девочка чумазая” и “Девочка-ревушка”- появились раньше аналогичных произведений Маршака (“Кот и лодыри”, “Мастер-ломастер”, “Четыре конца” и др.). У сатирика для детей Агнии Барто есть свои последователи в нашей стране и за рубежом. Известно, что поэзия Барто пользуется большой известностью в других странах: уже в начале 30-х годов ее стихи стали переводиться в Англии, Германии и с тех пор обошли весь мир.

А. Барто – художник-портретист, точнее, портретист-юморист и сатирик. Ее интересуют личность ребенка, его характер, способности, наклонности, разнообразные свойства души. “Новичок”, “Непоседа”, “Шурка”, “Настя”, “Любочка”, “Младший брат”, “Юный натуралист”, “Докладчик”, “Сонечка”, “Володя – Вовка… Вова”, “Болтунья”, “Вовка-добрая душа” – разве это не портретная галерея героев?!

Со страниц книг Барто смотрят на нас живые дети, у каждого из них свой характер, свои причуды, свои нравственные особенности. Кого здесь только нет, в этой галерее ребят – болтунья, замарашка, плакса, маленькая сплетница, зазнайка, жадина, лентяй, кокетка и т. д. Юмор и сатира автора этих портретов преследуют благородную воспитательную цель: помочь детям начать борьбу с недостатками своими и чужими. Барто глубоко убеждена в том, что именно в детстве закладывается основа человека, и если в формирующемся характере появились отрицательные качества, то это грозит большими моральными потерями в будущем.

Поэтому так страстно и по-серьезному, а не в шутку разговаривает она с детьми, поэтому в самых веселых стихах учит она их честности и чести, душевной щедрости и. доброте.

В дореволюционной русской поэзии для детей было не так много веселых, полных юмора стихов для детей, а стихов сатирических и того меньше. Что же касается стихотворений для маленьких, то русских детей смешили тогда большей частью переводные книги, такие, как “Степка-растрепка”, “Макс и Мориц” В. Буша. В создании яркого юмористического и сатирического эффекта поэтессе помогают устное народное творчество, от частушки и дразнилки до песни и сказки, уроки народной педагогики, которыми так богат русский фольклор.

Не сразу сатирические стихи Барто были поняты критиками, педагогами, родителями. Поэтессу упрекали в жестокости, в отсутствии педагогического такта. “Разве допустимо,- писал один рассерженный папа,-чтобы книжка для маленьких вызывала слезы? Почему автор позволяет себе омрачать счастливое детство советского ребенка и травмировать его душу?” Речь шла о стихотворении “Зайка”.

Так в свое время упрекали С. Маршака за стихи про обезьянку из книги “Детки в клетке”, так упрекали А. Гайдара за трагическую гибель Альки. Барто возражает подобным критикам: “Стоит ли нам так уж рьяно охранять детей от сильных чувств? Ведь беречь детскость совсем не значит приглушать восприимчивость к глубоким переживаниям, обогащающим душу”.

Поэзия Агнии Барто обостряет в детях восприимчивость к глубоким переживаниям, воспитывает в них качества борца со всем несправедливым, глупым, порочным, развивает в них, по ее выражению, “сердечную гражданственность”.

Начиная с “Братишек” в творчестве поэтессы звучат гражданские мотивы. “Я с тобой”, “Клятва”, “На заставе”, “Петя рисует”, “Есть такой городок” – в этих стихотворениях, так же как и во многих других, в поэтической форме выражена мысль о святом чувстве любви к своей Советской Отчизне, рассказывается о детях – героях Испании, Болгарии и других стран. Строгие ноты, грозные интонации появляются у Барто, когда она обращается к фашистам и поджигателям Новых войн. Она учит детей непримиримости в борьбе со всяким злом на земле.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

А. Л. Барто свой путь в литературе