А. И. КУПРИН «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»
«Гранатовый браслет» — одно из наилучших рассказов выдающегося русского писателя А. И. Куприна, в котором автор осуждает буржуазную мораль, бездуховность, лицемерие современного ему общества. Позиция автора раскрывается читателем постепенно. Композиция рассказа довольно сложная, а его название имеет символический характер.
Действие рассказа начинается из загадочного случая: на день рождения княгини Вере неизвестный приверженец дарит браслет с гранатами, один из которых необыкновенного зеленого цвета. Вокруг подарка точатся
Брат и муж княгини находят ее таинственного приверженца, молодого служащего Желткова. Они возвращают ему дар и требуют, чтобы он больше некогда не беспокоил княгиню Веру. Желтков старается объяснить, что его любовь самоотверженная, которое не нуждается в для себя ничего, и его не понимают.
Он просит разрешения позвонить княгини Вере, чтобы убедиться, что она не нуждается
Хозяйка квартиры отдает княгини Вере последнего письма Желткова с просьбой после его смерти послушать его любимое музыкальное произведение — «Апасионату» Бетховена. Это внешние события рассказа. Позицию автора можно понять, лишь когда сопоставить эти события с разговорами персонажей, рассказами о героях.
На день рождения Веры собираются гости. Среди них сестра княгини и их крестный отец, старый генерал, который рассказывает историю своей любви. Самый рассказ немного шутливый, но вывод, который делает генерал, принуждает Веру призадуматься: только теперь, уже в очень преклонном возрасте ее крестный отец сознает, что это было единую настоящую любовь за всю его жизнь. Автор намекает читателю, что люди не всегда понимают не только чувство друг друга, но и свои собственные.
Отношения между княгиней Верой и ее мужчиной быстрее можно назвать дружественными. Они привыкли, уважают друг друга. Получив подарок, героиня ощущает неприятность, он смущает ее покой. Когда брат предлагает найти Желткова и положить край его письмам и дарам, княгиня Вера не возражает, полагаясь во всем на мужчину.
Только после разговора с Желтковим по телефону она ощущает, что происходит что-то ужасное и неестественное, поэтому она ощущает ответственность за самоубийство героя.
Желтков — «маленький человек», его чувство никого не интересуют, он будто не имеет права на высокое и светлое чувства. Куприн изображает противоречие между духовным миром героя и его социальным положением. Любовь — единое, ради чего живое герой.
Это не болезнь, не «маниакальная идея», а самоотверженное, безграничное чувство. Трагедия героя в том, что он понял: Вера не способна постигнуть беспредельность его любви. Ее просьба «закончить эту историю» означает умереть, так как перестать любить ее он не может.
Желтков верит, что его смерть раскроет любимой силу его чувств: он предусматривает, что гордая княгиня догадается о причинах его самоубийства и придет проститься с ним. В своем последнему письме к Вере Желтков прощает ее, прощает именно потому, что она ощутила силу его любви.
Гуманистическая позиция автора заключается, в первую очередь, в противопоставлении благородных человеческих чувств банальности. Куприн показывает, что благородство чувств не дается человеку от рождения, самоотверженность — такое же редчайшее явление среди людей, как зеленый гранат среди красных.