А. А. Блок – один из романтических героев поэзии М. И. Цветаевой

1. Романтизация Цветаевой неземного Блока.
2. Одухотворенная любовь поэта к земному Ангелу.
3. Восприятие смерти Блока Цветаевой. Нежный призрак,
Рыцарь без укоризны, Кем ты призван В мою молодую жизнь?
М. И. Цветаева
Вся гамма чувств, испытываемая М. И. Цветаевой к ее старшему современнику, русскому поэту-символисту А. А. Блоку, выражена в ее поэтическом цикле “Стихи к Блоку”, который создавался с 1916 по 1921 год. Кем был для М И. Цветаевой А. А. Блок? Прежде всего, святым, неземным человеком, чистым Ангелом, сошедшим с небес на землю,

праведником и певцом России. Цветаева восхищается им и в первом стихотворении, датированном 15 апреля 1916 года, говорит:
Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке,
Одно единственное движение губ,
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту…
В своей монографии “Марина Цветаева. Жизнь и творчество” А. А. Саакянц пытается выделить событийные мотивы, побудившие поэта написать эти строки: “Звукопись слилась с голосом души, зазвучавшим непривычно смиренно и кротко. Было ли обращение Цветаевой к Блоку отголоском настроений петербургской
поездки, или, возможно, – откликом на пребывание Блока с 29 марта по 6 апреля в Москве по поводу постановки в Художественном театре драмы “Роза и крест”, а всего вероятнее, так она отозвалась на выход в “Мусагете” его книг “Театр” и первого тома “Стихотворений”. Уже здесь видно, что А. А. Блок – один из любимейших поэтов молодой Цветаевой.

Он вроде бы и реальный человек, и в то же время фантастический пришелец из другого, высшего измерения. В мае того же года Марина Ивановна пишет еще ряд стихотворений, посвященных А. А. Блоку, называя его “нежным и милым призраком”, “Божьим праведником своим прекрасным”, “вседержителем своей души”, Ангелом. У М. И. Цветаевой свой Блок, воспринимаемый ею таким, каким она его создала в своих романтических образах и мыслях: величественным и бесплотным, нездешним и воздушным.
Цветаева не просто боготворила А. А. Блока, она его любила, тянулась к нему душой и, как и еще к одному поэту-петербуржцу – О. Э. Мандельштаму, рассказывала ему о родной Москве. Но если во втором стихотворении из цикла “О Москве” речь в основном идет о величии первой столицы Руси, то в стихах, посвященных А. А. Блоку и Москве, акцент в конце произведения делается на пространственную разлуку с далеким любимым:
…И проходишь ты над своей Невой
О ту пору, как над рекой-Москвой
Я стою с опущенной головой,
И слипаются фонари.
Всей бессонницей я тебя люблю,
Всей бессонницей я тебе внемлю…
Но моя река – да с твоей рекой,
Но моя рука – да с твоей рукой
Не сойдутся. Радость моя, доколь
Не догонит заря – зари.
Обожествляя А. А. Блока, Цветаева понимает, что он недосягаем для поэта, и ее любовь к нему неосуществима. Поэтому поэту остается только петь ему восхищенную песнь. Похожее видение такого отношения Цветаевой к А. А. Блоку есть и у Саакянц: “Просиявший Цветаевой в апреле образ Александра Блока вновь является ей.

С 1 по 18 мая она пишет еще семь стихотворений к Блоку, – прославлений? песен? молитв? – не уловишь их жанра, не определишь его однозначно… Лирическая героиня даже не дерзает присоединиться к сонму любящих, которым важно, чтобы их чувства были услышаны; она хочет издали восславлять любимого поэта: “Женщине – лукавить, Царю править, Мне – славить Имя твое”. Сама Марина Ивановна подтверждает всю восхищенную безответность своей любви к А. А. Блоку в следующих строчках:
…Я на душу твою – не зарюсь!
Нерушима твоя стезя.
В руку, бледную от лобзаний,
Не вобью своего гвоздя.
И по имени не окликну,
И руками не потянусь.
Восковому святому лику
Только издали поклонюсь…
В то же время М. И. Цветаева ощущает неземную силу поэта Блока, которому была поручена великая миссия – любить и спасать Россию, особенно в послереволюционные годы. В 1920 году это наглядно показано в стихотворении “Как слабый луч сквозь черный морок адов…”. Здесь Блок предстает “неким серафимом”, пророком, голос которого говорит о всеобъемлющей любви к земным людям, “слепым и безымянным”, о вечной любви к России, которая “в ночь канувшая – на дела лихие!” Лирическая героиня М. И. Цветаевой верит, что “святое сердце Александра Блока” спасет Россию и людей, живущих в этой стране.
Но нично не вечно на Земле. 7 августа 1921 года А. А. Блок умер. Его смерть была воспринята Цветаевой поэтически своеобразно. 30 августа 1921 года она признается в черновом письме к Ахматовой: “Смерть Блока.

Еще ничего не понимаю и долго не буду понимать. Думаю: смерти никто не понимает… Удивительно не то, что он умер, а то, что он жил.

Мало земных примет, мало платья. Он как-то сразу стал ликом, заживо-посмертным (в нашей любви). Ничего не оборвалось, – отделилось.

Весь он – такое явное торжество духа, такой – воочию – дух, что удивительно, как жизнь – вообще – допустила. Смерть Блока я чувствую как Вознесение. Человеческую боль свою глотаю. Для него она кончена, не будем и мы думать о ней (отождествлять его с ней).

Не хочу его в гробу, хочу его в зорях”, Значит, умерев физически, А. А. Блок, лирический герой Цветаевой, продолжает жить: в ее творчестве, в мыслях и на небе, где у него, Ангела, дом. В стихотворении “Вот он – гляди – уставший от чужбин…” Цветаева признает то, что при жизни ее любимый поэт, Блок был одинок, поэтически одинок: “вождь без дружин”, “князь без страны”, “Друг без друзей”. Но в следующем стихе она обращается к друзьям покойного А. Блока:
Други его – не тревожьте его!
Слуги его – не тревожьте его!
Было так ясно на лике его:
Царство мое не от мира сего…
Еще раз. подчеркивая то, что Блок был “не от мира сего” (в поэтическом понимании этого выражения), М. И. Цветаева наделяет своего лирического героя крыльями и лебединой душой. Она верит в бессмертие души А. А. Блока и, возможно, в переселение ее в какого-то новорожденного на российской земле:
… Какая из смертных
Качает твою колыбель?
Блаженная тяжесть!
Пророческий певчий камыш!
О, кто мне расскажет,
В какой колыбели лежишь?..
Схватить его! Крепче!
Любить и любить его лишь!
О кто мне нашепчет,
В какой колыбели лежишь?
В последнем, шестнадцатом стихотворении к Блоку Цветаева признает, что смерть поэта-пророка не только ее боль, но и рана их отчизны – России, которую А. А. Блок любил больше всего в жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

А. А. Блок – один из романтических героев поэзии М. И. Цветаевой