20.2. Культура СССР в годы до и после Великой Отечественной Войны
20.2. Культура СССР в середине 1930-х – середине 1950-х гг.
Характерные черты культуры и искусства до и после войны
Характерными чертами культуры и искусства в до- и послевоенный период были следующие.
Тотальный контроль власти над духовной культурой, господство марксистской идеологии (в переработке И. В. Сталина и В. В. Струве) в науке и общественной жизни, а стиля “соцреализм” – в искусстве. Значительное место в культуре занимает прославление И. В. Сталина (культ личности), воспевание достижений социализма. Усиление вмешательства
- две волны гонений на деятелей искусства: первая – борьба с “формализмом” в литературе и искусстве 1936-1937 гг. (статья “Сумбур вместо музыки” в газете “Правда” против композитора Д. Д. Шостаковича), вторая – борьба с “космополитизмом” и “пресмыкательством перед Западом” 1946-1948 гг. (сначала разгром творчества писателя М. М. Зощенко и поэта А. А. Ахматовой постановлением ЦК ВКП(б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград”” 1946 г., затем композиторов Д. Д. Шостаковича,
Основные достижения культуры этого периода:
- в образовании и науке: постоянный рост государственного финансирования образования, рост числа учебных заведений всех уровней и учреждений культуры (в регионах создавались филиалы Академии наук и др.), повышение уровня образованности всех слоев населения. Развитие естественных наук: деятельность ученых – геологов (В. А. Обручев), физиков (А.
- Ф. Иоффе, П. Л. Капица), химиков (Н. Д. Зелинский), медиков (главный хирург Красной Армии Н. Н. Бурденко). В 1940-е гг. возникают важнейшие оборонные отрасли – ядерная физика (лаборатория И. В. Курчатова, испытание советской атомной бомбы в 1949 г. и водородной бомбы в 1953 г.) и ракетная техника (С.
- П. Королев). Развитие общественных наук: в 1938 г. был издан отредактированный лично И. В. Сталиным “Краткий курс истории ВКП(б)”, в котором излагалась “единственно правильная” концепция исторического развития – советский вариант марксизма;
- в литературе: творчество М. А. Шолохова, М. А. Булгакова, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, А. Н. Толстого, Н. А. Островского, А. А. Фадеева; расцвет детской литературы, ярчайшими представителями которой были С. Маршак, К. Чуковский, С. Михалков, А. Гайдар и др.; в архитектуре: в 1935 г. в Москве началось строительство огромного выставочного комплекса для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (будущей ВДНХ), продолжалось строительство Московского метро, новых городов по всей стране. Так и не был реализован возникший в 1930-х гг. проект постройки 100-этажного (почти 500 м высотой) Дворца Советов (его строительство началось в начале 1930-х гг. на месте снесенного храма Христа Спасителя, но после войны было заморожено, на фундаменте Дворца к 1960 г. был построен бассейн “Москва”). Во время реконструкции Москвы и Ленинграда одним из ведущих стилей в архитектуре стал так называемый “сталинский ампир”, или “советский классицизм”, с его пышностью и монументальностью (Главный павильон ВДНХ, семь знаменитых сталинских высоток в Москве, в том числе здания МГУ и МИДа); в скульптуре: творчество В. И. Мухиной (монумент “Рабочий и колхозница”, созданный для Всемирной выставки 1937 г. в Париже), П. Д. Корина; в живописи: художники А. Дейнека, М. Нестеров, Ф. П. Решетников и др.; в театре, балете, музыке: композиторы А. Н. Александров, С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников; в 1930-е гг. возникают советская опера и балет; в кинематографе: развитие советской комедии (музыкальные комедии режиссера Г. В. Александрова с участием актрис Л. П. Орловой, Ф. Г. Раневской, комедии режиссера И. А. Пырьева), исторического кино (фильмы “Чапаев” братьев Васильевых, “Александр Невский” и “Иван Грозный” С. М. Эйзенштейна с Н. Черкасовым в главных ролях), фильмы В. Пудовкина.