20.2. Культура СССР в годы до и после Великой Отечественной Войны

20.2. Культура СССР в середине 1930-х – середине 1950-х гг.

Характерные черты культуры и искусства до и после войны

Характерными чертами культуры и искусства в до- и послевоенный период были следующие.

Тотальный контроль власти над духовной культурой, господство марк­систской идеологии (в переработке И. В. Сталина и В. В. Струве) в на­уке и общественной жизни, а стиля “соцреализм” – в искусстве. Значительное место в культуре занимает прославление И. В. Сталина (культ личности), воспевание достижений социализма. Усиление вмешательства

власти в культуру выразилось в ряде раз­громов и преследований целых направлений в науке и искусстве:

    две волны гонений на деятелей искусства: первая – борьба с “формализмом” в литературе и искусстве 1936-1937 гг. (ста­тья “Сумбур вместо музыки” в газете “Правда” против ком­позитора Д. Д. Шостаковича), вторая – борьба с “космополи­тизмом” и “пресмыкательством перед Западом” 1946-1948 гг. (сначала разгром творчества писателя М. М. Зощенко и поэта А. А. Ахматовой постановлением ЦК ВКП(б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград”” 1946 г., затем композиторов Д. Д. Шо­стаковича,
    С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна в 1948 г.); преследование некоторых ученых (в частности, историка М. Н. По­кровского, генетика В. Н. Вавилова в 1930-е гг.) и разгром целых научных направлений (генетика и кибернетика были объявлены лженауками, начались атаки на теорию относительности А. Эйн­штейна), возникновение ряда псевдонаучных концепций, которые провозглашались властью официальными и правильными (“тео­рия” Т. Д. Лысенко в агрономии, “новое учение о языке” историка и философа Н. Я. Марра и др.).

Основные достижения культуры этого периода:

    в образовании и науке: постоянный рост государственного фи­нансирования образования, рост числа учебных заведений всех уровней и учреждений культуры (в регионах создавались филиа­лы Академии наук и др.), повышение уровня образованности всех слоев населения. Развитие естественных наук: деятельность уче­ных – геологов (В. А. Обручев), физиков (А.
    Ф. Иоффе, П. Л. Ка­пица), химиков (Н. Д. Зелинский), медиков (главный хирург Крас­ной Армии Н. Н. Бурденко). В 1940-е гг. возникают важнейшие оборонные отрасли – ядерная физика (лаборатория И. В. Курча­това, испытание советской атомной бомбы в 1949 г. и водородной бомбы в 1953 г.) и ракетная техника (С.
    П. Королев). Развитие общественных наук: в 1938 г. был издан отредактированный лич­но И. В. Сталиным “Краткий курс истории ВКП(б)”, в котором излагалась “единственно правильная” концепция исторического развития – советский вариант марксизма;
    в литературе: творчество М. А. Шолохова, М. А. Булгакова, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, А. Н. Толстого, Н. А. Ост­ровского, А. А. Фадеева; расцвет детской литературы, ярчай­шими представителями которой были С. Маршак, К. Чуков­ский, С. Михалков, А. Гайдар и др.; в архитектуре: в 1935 г. в Москве началось строительство огромного выставочного комплекса для Всесоюзной сельско­хозяйственной выставки (будущей ВДНХ), продолжалось стро­ительство Московского метро, новых городов по всей стране. Так и не был реализован возникший в 1930-х гг. проект по­стройки 100-этажного (почти 500 м высотой) Дворца Советов (его строительство началось в начале 1930-х гг. на месте сне­сенного храма Христа Спасителя, но после войны было замо­рожено, на фундаменте Дворца к 1960 г. был построен бассейн “Москва”). Во время реконструкции Москвы и Ленинграда одним из ведущих стилей в архитектуре стал так называемый “сталинский ампир”, или “советский классицизм”, с его пыш­ностью и монументальностью (Главный павильон ВДНХ, семь знаменитых сталинских высоток в Москве, в том числе здания МГУ и МИДа); в скульптуре: творчество В. И. Мухиной (монумент “Рабочий и колхозница”, созданный для Всемирной выставки 1937 г. в Па­риже), П. Д. Корина; в живописи: художники А. Дейнека, М. Нестеров, Ф. П. Решет­ников и др.; в театре, балете, музыке: композиторы А. Н. Александров, С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хрен­ников; в 1930-е гг. возникают советская опера и балет; в кинематографе: развитие советской комедии (музыкальные комедии режиссера Г. В. Александрова с участием актрис Л. П. Ор­ловой, Ф. Г. Раневской, комедии режиссера И. А. Пырьева), исто­рического кино (фильмы “Чапаев” братьев Васильевых, “Алек­сандр Невский” и “Иван Грозный” С. М. Эйзенштейна с Н. Чер­касовым в главных ролях), фильмы В. Пудовкина.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

20.2. Культура СССР в годы до и после Великой Отечественной Войны