20.1. Советская культура 1917 – середины 1930-х гг
Октябрьская революция 1917 г. расколола российское общество на три части: сторонников большевиков, их противников и придерживавшихся нейтральных позиций. Однако уже спустя несколько лет многие представители интеллигенции меняли свою позицию. В итоге получилось, что большая часть интеллигенции сначала не приняла большевистскую власть, но вскоре перешла к сотрудничеству с ней.
Часть интеллигенции эмигрировала за рубеж.
1920-1930-е гг. – период “культурной революции” в Советском государстве, целью которой было, с одной стороны, преодолеть недостатки развития культуры периода царской России (сословные ограничения, низкий уровень образования и пр.), с другой – политизировать культуру, поставить ее на службу Советскому государству и большевистской партии, воспитать “нового человека”. Для этого с 1918 г. был создан Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос), который в 1917-1929 гг. возглавлял писатель, критик, переводчик и искусствовед А. В. Луначарский.
- 20.1.1. Образование и наука в 1917 – конце 1930-х гг Содержание государственной политики большевиков в сфере образования и науки: для “воспитания нового человека” началось создание новой системы учреждений образования и науки с целью преодоления тотальной необразованности населения страны и распространения марксистской идеологии. Партии нужно было создать новую, марксистски ориентированную интеллигенцию. Основные тенденции в развитии образования были следующими. Создание новой системы образования, которое началось с отделения […]...
- 20.1.2. Литература и искусство в СССР в период с 1917 по середину 1930-х гг Литература и искусство характеризуются следующими моментами. Главная тенденция развития литературы в 1920-х – середине 1930-х гг. – переход от множественности и свободы творчества к господству соцреализма и установлению государственного контроля. В 1920-е гг. сохранялась свобода литературы, множественность творческих подходов и связанных с ними литературных объединений. Их можно разделить на две группы: сторонники возникшей в 1920-х […]...
- Культура России XX – начала XXI в Глава 20. Культура России XX – начала XXI в. В XX в. влияние государства на развитие культуры было определяющим, поэтому в истории русской культуры выделяют четыре периода, связанных с развитием государства. Первый период: 1917 – середина 1930-х гг. Переходный период, для которого было характерно постепенное изживание традиций серебряного века, рост вмешательства государства в культуру при […]...
- Сочинение на тему “Культура речи – это неотъемлемая культура человечества” В современном обществе почему-то слишком часто забывают о правилах и достаточно уверенно номинируют это демократией. Проблема касается различных аспектов жизни. Речь идет и о правовых, и моральных, и Культурных, в частности языковых, нормах. Последняя названная категория, пожалуй, стала одной из самых болезненных проблем для нашего социума. Мы можем утверждать этот факт, не принимая во внимание […]...
- Сочинение на тему “Образование, культура и цивилизация” Чуть более 16 лет назад человечество вошло в новое тысячелетие. За многовековую историю развития было достигнуто крупных культурных и научно-технических свершений. Но вместе с тем перед нами встает все больше проблем угрожающего характера, которые во многих случаях являются следствием цивилизационного развития. Образование, культура и цивилизация между собой тесно связаны, они взаимно дополняют друг друга. Много […]...
- Революция 1917 г. в письмах, дневниках, воспоминаниях русских писателей (по творчеству И. Бунина) Высоко нес я стяг любви… И. Бунин Известно, что уже после смерти мужа, перебирая его бумаги, Вера Николаевна Бунина обнаружила листок, вырванный из тетради. На нем Иван Бунин написал: “Замечательно! Все о прошлом, о прошлом думаешь и чаще всего все об одном и том же прошлом: об утерянном, пропущенном, счастливом, неоцененном, о непоправимых поступках своих, […]...
- Описание Картины “Не ждали”. Илья Ефимович Репин (1844-1930) Имя Ильи Репина знакомо всем и каждому. По своему огромному таланту, этот человек достоин занять одно из самых видных мест в истории европейской живописи. Художник родился в городе Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселянина. В детские и юношеские годы будущий художник испытывал нужду и лишения. Он писал иконы и портреты, чтобы заработать деньги. Начальные […]...
- Древнерусская культура – Словесность и образование 18.1.1. Словесность и образование Словесность и образование характеризовались следующими моментами. Устное народное творчество включало в себя как малые жанры (пословицы, загадки, обрядовые песни, заклинания и заговоры), так и более масштабные – сказки (в них отразились многие более древние мифические представления восточных славян), былины о князьях (например, о князе Владимире I) и богатырях (Илье Муромце, Добрыне […]...
- Отношение к революции 1917 года М. Горького, А. Блока и наше Что зовем мы началом, Часто это конец. Мы подходим к концу Начинать все сначала. Где конец – там начало. Т. Элиот Революция не умеет ни жалеть, ни хоронить своих мертвецов, И. Сталин В стихотворении “Народ и поэт” Блок обращается к “художнику”, то есть, видимо, к самому себе: “Тебе дано бесстрастной мерой измерить все, что видишь […]...
- Анализ стихотворения Русь советская Есенин Стихотворение Есенина “Русь Советская” было написано в 1924 г., в завершающий этап творчества поэта. В это время было модным писать произведения исключительно с позиций прославления нового строя, его безмерной идеализации. Сам Есенин не стал исключением, многие его произведения этого периода проникнуты подобными мотивами. Однако, “Русь Советская” выпадает из общего ряда стихотворений этого периода. Есенин признает […]...
- 10 клас. Художня культура. Мистецтво грецьких міст Північного Причорномор’я. Скіфська культура Українська художня культура 10 клас Урок №2 Мистецтво грецьких міст Північного Причорномор’я. Скіфська культура. Мета: дати учням загальне уявлення про культуру Причорномор’я, скіфської культури; формувати власні враження отримані під час спілкування з шедеврами українського мистецтва; виховувати любов до прекрасного. Тип уроку: урок засвоєння нових знань, практичних умінь і навичок. Обладнання: ілюстрації мистецтва грецьких міст та […]...
- Творчество 1920-1930-х годов Пастернака Б. Л По возвращении из Германии поэт сблизился с литературной группой ЛЕФ, в которой, как вы помните, состоял и В. Маяковский. Какое-то время они сотрудничали. Но Пастернаку не были близки эстетические и политические взгляды лефовцев. Он, в силу своего миропонимания, не мог принять установку на подчиненность поэта групповым интересам. В 1924 году в журнале “ЛЕФ” была обпуликована […]...
- Проверочная работа по истории “Россия в 1917-1918 годах” 9 класс Россия в 1917-1918 гг. Вариант 1 1.Назовите основную причину Февральской революции: Падение престижа императорской власти Дестабилизирующее влияние войны на жизнь населения Революционная агитация большевиков 2.Глава первого состава Временного правительства: 1.А. Ф. Керенский 2.В. И. Ленин 3.Л. Д. Троцкий 4.Г. Е. Львов 3.Высший орган государственной власти с октября 1917 г? Всероссийский съезд советов 3. Учредительное собрание […]...
- Сочинение на тему: “Культура и цивилизация” Культура – это явление общественное, присущее только человеческому обществу, результат деятельности людей. К культуре нужно применять критерий прогрессивности. Цивилизация переводится с латинского как “гражданский, государственный. Культура – лишь элемент цивилизации. Цивилизация включает не только культуру, но и технологическую основу нашу жизнь, моральное представление людей. Цивилизация – высшая степень культурного объединения людей. Ее определяют общие объективные […]...
- Русская поэзия середины-конца 20 века (А. Вознесенский, Е. Евтушенко) Середина-конец 20 века стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета. С появлением новых блестящих поэтов интерес к стихам многократно возрастает, появляются многочисленные вечера поэзии, которые проводили в залах Лужников, Политехнического музея в Москве, театральных и концертных залах Ленинграда и в других городах страны. Такие вечера всегда собирали многочисленную аудиторию слушателей. […]...
- Индустриализация СССР во второй половине 1920-х – конце 1930-х гг Индустриализация Ускоренная, или форсированная, индустриализация началась в 1928 г. с принятием первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (такие планы стали называться пятилетками). В 1929 г. плановые задания скорректированы в сторону увеличения, поставлена задача выполнить пятилетку за 4 года. Индустриализация была направлена в первую очередь на развитие тяжелой промышленности, что было необходимо для обеспечения экономической независимости […]...
- Анализ поэмы “Русь советская” С. А. Есенина По жанру – небольшая поэма, с эпической основой и лирической канвой. Есть лирический герой и определенная система образов, четыре смысловые части. В первой части Есенин провозглашает себя “гражданином села”, предсказывая, что его имя прославит родное Константиново. Но здесь он тоже чужой, как и во всей России, “никому здесь незнаком”: даже не узнал родного деда, а […]...
- Советская власть в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Булгаков создавал в своих полуфантастических произведениях очень точный и реалистичный образ той действительности, которая возникла в России после революции. Окружающая обстановка показана в гротесковой манере, но именно это позволяет обнажить нелепости и противоречия существующего общественного строя. В письме Правительству СССР Булгаков так определял особенности своего писательского дара: “…Черные и мистические краски… в которых изображены бесчисленные […]...
- Основные направления в развитии русской поэзии середины XIX в Еще в 40-х гг. XIX в. поэзия явно уступала место прозе. Прошло относительно немного времени, и положение изменилось. Уже в следующее десятилетие поэзия вновь занимает достойное место в литературном движении, в ряде случаев она даже опережает и стимулирует художественные поиски в области прозы. В русской поэзии середины XIX в. общепризнанным считается наличие двух направлений. С […]...
- Стихи Брюсова 1914-1917 годов о войне Стихи Брюсова 1914-1917 годов о войне собраны в трех отделах “Семи цветов радуги” и в одном из отделов “Девятой Камены”. По духу и стилю они сравнительно мало отличаются от журнальной патриотической лирики того времени. На фоне брюсовской поэзии они не представляют собой принципиально нового явления. Хотя к 1914-1915 годам Брюсов во многом отошел от своего […]...
- Сочинение на тему: “Правовая культура человека” Правовая культура человека – это его отношение к праву, готовность соблюдать законы и прочие нормативно-правовые акты страны. Правовая культура имеет определяющее значение для эффективности общества, для его хорошего и последовательного развития. В обществе с высоким уровнем правовой культуры обеспечивается стабильность правовых отношений между людьми, что делает это общество честным, справедливым и комфортным для проживания всех […]...
- Мораль золотой середины у Мольера Мораль золотой середины, часто утверждаемая у Мольера, в какой-то степени связана с “порядочным человеком” XVII столетия, но это только одна его грань, легче всего доступная поверхностному взгляду. Несмотря па требования меры и уравновешенности, па возвышенные речи, сердца и умы не меняются. Страсти, горести, желания, разочарования раздирают этих люден, как и всех прочих, по “порядочный человек” […]...
- 20.2. Культура СССР в годы до и после Великой Отечественной Войны 20.2. Культура СССР в середине 1930-х – середине 1950-х гг. Характерные черты культуры и искусства до и после войны Характерными чертами культуры и искусства в до- и послевоенный период были следующие. Тотальный контроль власти над духовной культурой, господство марксистской идеологии (в переработке И. В. Сталина и В. В. Струве) в науке и общественной жизни, а […]...
- Конспект урока “Культура и религия” 4-5 класс МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ Факультет международного образования Кафедра ЮНЕСКО Лаборатория истории и культуры религий мира Конспект урока Культура и религия Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55 Матвеева Наталья Владимировна ГБОУ СОШ № 541 ЮЗАО Москва 2012 Модуль “Основы мировых религиозных культур” (1 – й урок) Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями “культура”, “религия”; […]...
- Творчество А. А. Блока после Октября 1917 года Февральскую революцию Блок принял с воодушевлением. Он прибыл в Петербург, где был назначен редактором стенографического отчета Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию противозаконной деятельности царского правительства. Время решающих перемен наступило в октябре 1917 года. Блок поверил в “очистительную силу” революции. В январе 1918 года – в течение одного месяца! – он создал поэму “Двенадцать”, стихотворение “Скифы” […]...
- “Русь советская” С. А. Есенин. Стихотворения “Русь советская” Середина 1920-х – время подведения итогов революции, гражданской войны, время коренных перемен в российском обществе. Перемены, захлестнувшие страну, нашли отражение и в поэзии Есенина: “Русь уходящая”, “Анна Снегина” и других. Одним из таких произведений стала “Русь Советская” (1924). По жанру это небольшая поэма. Здесь можно выделить эпическую основу и […]...
- Островский и украинская культура Описание событий в романах и других произведениях А. Н. Островского сыграло важную роль в укреплении идейно-художественных связей русской и украинской культур. Русский драматург постоянно проявлял живой интерес к украинской литературе и театру. В детстве среди учителей Островского был некто Тарасенко, о котором мы ничего не знаем, кроме того, что он был украинцем. Он-то и дал […]...
- За тенью Гумилева. Советская баллада и акмеизм В статье Татьяны Бек “Акмеизм” (“Литература”, 1996, № 2) приводятся строки о “парадоксе гумилевского наследства в советском контексте. Экзотический романтизм, приверженность “музе дальних странствий”, эстетизация боя, опасности, риска и театрально-мужественная поступь, трагически оплаченная судьбою первого акмеиста, были взяты напрокат более или менее одаренными носителями внутренне выхолощенной тоталитарной романтики: от Н. Тихонова и В. Луговского до […]...
- 1917 – 1924 Стихи Маяковского. Часть 1. (Маяковский В. В.) “Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня… не было. Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось”, – записал Маяковский в главке “Октябрь” своей поэтической автобиографии. Действительно, в отличие от многих представителей творческой интеллигенции Маяковский сразу и горячо приветствовал Октябрьскую революцию. В начале ноября 1917 года только что избранный ВЦИК попытался собрать в […]...
- Культура речи в рекламе Культура речи в рекламе Все знают, что создателей рекламы часто заботит ее внешний вид, эффектная подача текста. А культура ее исполнения – это, как они считают, вопрос второстепенный. В данном тексте представлена следующая проблема. Она заключается в том, что русский язык теряет свою чистоту из-за искажения написания некоторых слов: создатели рекламы, “конструируя” русские слова, вводят […]...
- Политика Временного правительства во время революции 1917 г Политика Временного правительства Первые шаги Временного правительства были связаны с демократизацией политической жизни. Были провозглашены свобода слова, печати, собраний, политической деятельности, равенство всех национальностей и вероисповеданий, отмена смертной казни, амнистия политических заключенных. В стране, которая еще вчера была самодержавной, неожиданно развернулась бурная общественная активность. Работники самых разных профессий объединялись в профессиональные союзы. На предприятиях возникали […]...
- 1909 – 1917 Стихи Маяковского. Часть 3. (Маяковский В. В.) Я в плену. Нет мне выкупа! В стихах и поэмах, написанных в 1916 и 1917 годах, поэт вновь демонстративно пренебрегает обыденностью, противопоставляя заурядности жизни величественные гиперболы воображения. Он по-прежнему мучительно одинок в мире наживы и чистогана. Нельзя не заметить, однако, существенных сдвигов в его художественной системе. Его лирика становится строже, сдержанней в выражениях. Ярость переходит […]...
- Творчество А. А. Блока до Октября 1917 года В произведениях, созданных поэтом в эти годы, Прекрасную Даму постепенно вытесняет Незнакомка. В поэзии Блока появляется напряженное внимание к жизни города. В 1905 году поэт принял участие в демонстрации, бывал на митингах, изучал жизнь рабочих окраин. Блок ищет свои пути в искусстве, отходит от С. Соловьева и А. Белого, становится участником “сред” Вяч. Иванова, посещает […]...
- Политические репрессии СССР во второй половине 1920-х – конце 1930-х гг Политические репрессии. Переход к полному огосударствлению экономики привел к возрастанию роли и численности бюрократического аппарата. Именно руками этого аппарата, который вербовался в основном из рабочих и крестьян, осуществлялась “революция сверху”, сопровождавшаяся острыми социальными конфликтами (иногда, как в годы коллективизации, эти конфликты достигали состояния “малой гражданской войны”). Власть мотивировала управленцев высокими денежными окладами и привилегиями. В […]...
- Культура поведения сочинение Вопросы поведения человека в обществе стоят остро в любое время. Правила поведения всегда менялись, со временем сформировался определенный этикет, которого придерживались воспитанные представители общества. И всегда каждый человек сам индивидуально определял критерии поведения. За всю историю развития человечества общество изменяло нормы и правила общения, но и сегодня существует хамство, грубиянство, позорное отношение. Почему так и […]...
- Что такое духовная культура Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить о себе след вечный… В. А. Сухомлинский Общаясь с людьми, все мы, как правило, составляем о собеседнике или знакомом собственное мнение. Один человек представляется нам красивым, другой – умным, третий – веселым. Мы подсознательно выделяем в его […]...
- Анализ стихотворения Есенина “Русь советская” Сергей Есенин, как и многие поэты начала 20 века, с воодушевлением воспринял октябрьскую революцию. В отличие от Маяковского он не высмеивал недостатки советского общества и не ужасался, как Блок, той кровавой бойне, которая позже стала именоваться гражданской войной. Как выходца из села, поэта в первую очередь интересовал вопрос: а что именно даст революция обычному крестьянину? […]...
- Сочинение на тему: патриотизм эпохи 1930-х годов в произведениях Шолохова и Платонова Эпоха 30-х годов, эпоха социалистической реконструкции также была тяжелой для народа порой ломки старого и установления нового уклада. Сложности этой эпохи были связаны в основном с коренной перестройкой сознания и психологии, особенно в деревне. На деревню и перемещается внимание писателей, искавших в эпохе человеческое содержание, – Платонова, Шолохова. В основном в советской литературе процесс социалистической […]...
- Творчество Н. А. Заболоцкого в 1930-е годы В 1932 году Н. А. Заболоцкий познакомился с идеями К. Э. Циолковского о единстве и взаимосвязи всех организмов и материй вселенной (монизмом). Согласно этой теории, все явления мира – различные виды движущейся материи, в той или иной степени наделенной сознанием. Благодаря их вечному взаимодействию и взаимопревращению возможно существование общего здания природы. Основу вселенной составляет материя, […]...
- СУДЬБА РОССИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ 1920-1930-Х ГОДОВ В РОМАНЕ М. АЛЕКСЕЕВА “ДРАЧУНЫ” В автобиографическом романе М. Алексее- ва “Драчуны”, написанном в 1981 году, дейст- вие происходит в конце 20-х – начале 30-х го- дов в селе Монастырском. Сложнейшее время в жизни российской деревни – период кол- лективизации – автор показывает через вос- приятие ребенка Миханьки Хохлова. Поэтому деревенский мир раскрывается перед нами детскими глазами. Именно это придает […]...