Анализ стихотворения Тютчева “Я знал ее еще тогда…”

Историю создания лирического творения 1861 г. связывают с именем Амалии фон Лерхенфельд. Романтическая привязанность к “младой фее”, баварской красавице-аристократке, родилась еще в юношеском возрасте. “Самая давняя любовь”, – так Тютчев определил отношение к своей музе спустя десятилетия после знакомства.

Взгляд лирического героя стихотворения обращен в прошлое, обозначенное формулой “баснословные года”. Яркий эпитет – пример авторского словоупотребления, актуализирующий семантику легендарного времени, значительно

отдаленного от настоящего. Космическое звучание поэтическому тексту придает сравнение женского образа со звездой “первоначальных дней”, постепенно бледнеющей на предутреннем небе.

В центральной части лирическая ситуация, основные ориентиры которой заданы зачином, развивается одновременно в двух плоскостях. Юная прелесть возлюбленной дополняется метафорическим определением “дорассветная темнота”, которое вполне логично соотносится со звездой. Игру смыслов поддерживает следующая деталь пейзажа – образ цветочной росы, завершающий эпизод.

Он наделен антропоморфными качествами

и также несет две функции, дополняя природную зарисовку и завершая иносказательную конструкцию.

Совершенная, прекрасная, неземная – изображая портрет возлюбленной, герой передает искреннее восхищение ее красотой и романтическим характером. Опоэтизированному образу уготована судьба, отличная от скорбного удела земной женщины: героиня уходит подобно таинственным светилам, бесследно исчезающим с небосклона. В контексте возвышенной трактовки и загадочного исхода любовь, зародившаяся в “баснословное” мифологизированное время, приобретает трагическое звучание.

Знаковая особенность горней выси, тютчевские звезды связаны с категориями идеального и божественного. “Таинственный и сумрачный свет” далек от смертных и неподвластен несовершенному разуму. Участвуя в характеристике космической сущности природы, этот символ иногда появляется в любовной лирике, являясь атрибутом возвышенного чувства. В произведении ” Еще томлюсь тоской желаний…”, посвященном памяти первой супруги, автор объединяет женский образ со звездой – недостижимой, высокой и вечной.

Жадная устремленность души лирического “я” к звездной выси становится еще одним важным качеством, служащим основанием для сравнения образов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Тютчева “Я знал ее еще тогда…”